Деревянные дощечки, ручная пила и ноты: как работает настройщик музыкальных игрушек

В королевстве дивных звуков

Детство сложно представить без игрушек: с ними малыши познают мир и развивают воображение. Сегодня прилавки пестрят мягкими медведями, куклами, машинками и яркими конструкторами. Родители радуют чад и миниатюрными музыкальными инструментами. Но мало кто задумывается, что за качеством их звучания стоят люди с очень редкой, но важной и востребованной профессией — настройщик. Сергей Громов один из них. Профессиональный музыкант вкладывает душу, чтобы мелодия звучала волшебно, а игрушечный инструмент был как настоящий. Мы узнали о тонкостях такого ремесла.

Профессиональный музыкант вкладывает душу, чтобы мелодия звучала волшебно, а игрушка была как настоящая

Ля,  си,  до

Будни Сергея Громова расписаны поминутно, ведь он не только настройщик, а прежде всего директор фабрики «ЛЭМ» — единственного в стране предприятия, выпускающего деревянные игрушки для развития логического мышления и музыкальных способностей у детей. Производство находится в Молодечно. Здесь и встречаемся с Сергеем Анатольевичем.  В цехе, где десятки людей скрупулезно трудятся над созданием игрушек, шумно. Работа кипит! От громких звуков прячемся в кабинет, который обычно наполнен музыкой.

Собеседник берется за работу, я пытаюсь вникнуть в процесс. Признаться, дается сложно: все-таки музыкального образования у меня нет. Сергей Анатольевич объясняет на пальцах.

В коробках — пачки с «ля», «си», «до», — достает скрутки с деревянными палочками, раскладывает на столе. — Это так называемые голоса, каждый элемент представляет определенную ноту. Чтобы сделать тон ниже, берем ручную пилу и аккуратно вырезаем своеобразную полоску в середине дощечки. Если нужен тон выше, то сглаживаем ее края. 

Построить звукоряд по нотам не так-то просто. Новичок, да еще и с навыками любителя, корпеть будет долго. Профи, за плечами которого многолетняя ежедневная практика, справится за каких-то пять минут. В этом деле не обойтись без образования, хотя бы на уровне музыкальной школы — в работе в основном помогут азы, полученные на уроках сольфеджио. 

Сергей Громов добавляет:

— Конечно, есть и современные помощники. Например, тюнер — прибор для настройки музыкальных инструментов. Небольшое приспособление здорово экономит время работы, но не делает ее за тебя. Без музыкального чутья и определенных навыков мало что получится.

Собеседник собирает ксилофон — через пару минут все настроено, а каждый элемент аккуратно подписан определенной нотой. Игрушка покрывается лаком и фактически готова выйти в свет. Но с настройкой цимбал не все так просто. Обязательную процедуру в руках профессионала они проходят минимум два раза, и только потом отправляются заказчику. Все дело в струнах, которые имеют свойство вытягиваться.  

Работать  всей  семьей 

Человеку, который к музыке никак не причастен, разобраться сложно. Звучит и звучит. А как — это уже другой вопрос. По такому принципу работают многие нерадивые производители игрушек, которые не сильно беспокоятся о качестве продукта, а гонятся лишь за его количеством, то есть за деньгами, — объясняет Сергей Громов. — Слушаешь такие «инструменты», и уши в трубочку скручиваются. Да и за детей обидно: их же попросту нагло обманули! А этого делать ни в коем случае нельзя! Игрушечные музыкальные инструменты должны функционировать как настоящие, взрослые, только выглядеть более миниатюрно.

Всего на фабрике производят около 280 видов различных деревянных изделий, в основном это детские игрушки, в том числе и музыкальные. Ежегодно из цеха выходят около 7 тысяч цимбал и 3 тысяч ксилофонов. Понятно, что работы по настройке у производителя очень много. Сергей Громов признается: периодически в помощники берет своих детей. Бывало, работая по 5—6 часов, за день настраивали около 200 инструментов. 

Помогали с охотой или работали из-под палки? — интересуюсь.

Трудились с азартом! — удивляет Сергей Анатольевич. И позже объясняет, почему.

Открывает карты: все трое детей еще с дошкольных лет увлекаются музыкой. Старшие, Марина и Антон, владеют игрой на скрипке. Дочь, к слову, уже сама преподает — успешно обучает этому мастерству юных исполнителей. А младшенький сынок Федор, хотя ему только исполнилось 9 лет, участник и финалист республиканских конкурсов. Сергей Громов с гордостью рассказывает:

Сын играет на гобое уже около двух лет. У мальчика абсолютный слух — слышит и замечает каждую фальшивую ноту. Хорошо понимает свой инструмент: чувствует не только высоту звука, но и его окраску. Обожает музыку: может проснуться в 7 утра и попроситься играть. Разрешаю — приятно смотреть, когда ребенок так увлеченно занимается.

Скрипка  для  души

Сергей Громов абсолютно уверен: музыка всесторонне развивает человека, особенно маленького. Делает его многогранным, учит замечать и ценить все прекрасное. Но само это не приходит: с дошкольниками надо серьезно заниматься. Родителям не стоит жалеть на это сил и времени. Что касается музыкальных игрушек, то лучше покупать те, что изготовлены из натуральных материалов.  

Массовый ширпотреб из пластика некачественный. Вот вы даете ребенку эту яркую игрушку, тот начинает неосознанно по ней барабанить. Но это не музыка, это шум. Да и нот там нет — звуки произвольные, никакого сходства с музыкальным инструментом. А это так же подло, как если дать малышу неправильную сантиметровую линейку, где штрихи не кратны единице измерения длины. Он ее запомнит и потом будет воспринимать неправильно. 

Сам Сергей Анатольевич играет на скрипке с 5 лет. Любовь к искусству привила мама — та более 40 лет трудилась музработником в детском саду. Было сложно, но она справлялась: старалась найти подход к каждому ребенку, а их в одной группе было три десятка. Воспитанию маленького сынишки тоже уделяла много времени. 

Сергей Громов с теплом вспоминает свои детские годы, хоть и провел их в основном вдалеке от дома. Маленького Сережу заметили педагоги, которые приехали в его родной Солигорск для поиска юных талантов. Предложили поехать учиться в гимназию-колледж искусств имени И.О. Ахремчика (нынешнее название учреждения образования. — Авт.). Мама подумала и согласилась: да, тяжело сына видеть только на каникулах, но профессиональная музыка требует жертв. В специализированной средней школе-интернате по музыке и изобразительному искусству Сергей Громов провел 11 лет:

— Отбор был серьезный. В моем классе учились 40 человек, а к выпускному многие отсеялись: нас осталось всего 15. К сожалению, сегодня из них профессионально музыкой занимается лишь половина. 

Сам Сергей Анатольевич окончил консерваторию, долгое время работал в государственном струнном квартете и симфоническом оркестре Белгосфилармонии. Но, оставив профессиональную музыкальную карьеру, скрипку все же не бросил — для души играет в любительском фольклорном коллективе «Крупицкие музыки», а свои будни посвящает созданию и настройке уникальных детских инструментов, хоть и игрушечных.

ypopko@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter