Председателя СПК «50 лет Октября» и в 90 лет отличают фантастическое трудолюбие и интерес к жизни

В корнях сила Шпакова

Главная цель старейшего легендарного руководителя: не урвать что-то для себя, а чтобы жил колхоз и сельчанам в нем можно было достойно заработать

Председатель правления СПК «50 лет Октября» Речицкого района Григорий Куприянович ШПАКОВ на днях встретил 90-летие. Но ничего ни в его образе, ни в обстановке рабочего кабинета об этом не расскажет. Пристальный, с прищуром взгляд, которым редкий полешук не смерит собеседника при первом знакомстве, крепкое рукопожатие, добродушная улыбка. Бодрый, энергичный, с хорошим чувством юмора, он и сейчас полон той самой жажды жизни, что ведет к новым достижениям, дает смысл человеческому существованию, и этой доброй энергией щедро делится с окружающими. Но рассуждать о возрасте Григорий Куприянович излишне не любит и емко обобщает: «Пока есть силы и здоровье, надо работать».

На его долю выпали непростые испытания. Как и многие ровесники, ребенком узнал ужасы войны. И сегодня, пожалуй, редкая беседа с ним, даже по рабочим вопросам, не обойдется без упоминания, пусть и вскользь, о пережитом. И почему-то сомнений нет в том, что именно в военный и послевоенный периоды сформировались волевые черты его характера, который, как известно, предопределяет течение всей жизни. Вот и наша встреча началась с воспоминаний, и они не раз заставляли голос этого сильного человека дрожать и вынуждали ставить разговор на паузу.

Труд Григория Шпакова отмечен орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многочисленными медалями и другими государственными наградами. Ему присвоены звания заслуженного работника сельского хозяйства Беларуси и почетного гражданина Речицкого района.

Что же помогло ему тогда выстоять и в чем черпал силы потом? Сила его, как оказалось, кроется в корнях. А они у него самые что ни на есть прочные — крестьянские. У деда его, Григория Парфеновича Шпакова, было девять детей. Выросли, завели семьи, рожали детей. Род разрастался, крепнул. Но война не дала этому могучему древу дальше пускать побеги. Шестеро сыновей Григория Шпакова-старшего не вернулись с вой­ны. В том числе отец Григория Куприяновича. Особенно тяжелым для семьи, оказавшейся под оккупацией, стал 1943 год. Немцы лютовали, на протяжении нескольких месяцев старик с невестками и детьми вынуждены были прятаться от карателей в окрестных лесах. В ноябре войска Красной армии освободили Новые Барсуки в Речицком районе. К тому времени от деревни осталось лишь название. Шпаковы, выйдя из леса, увидели обугленные остова домов. Зиму перекантовались у родни, а на следующий год дед, которому тогда уже было за 80, и его 11-летний внук-тезка взялись за сруб. К осени поставили избу.

О первых послевоенных годах и теперь ему непросто вспоминать. Голод, тиф, бедность. Радость доставляла, пожалуй, только учеба. Уже тогда Григорий поставил цель — получить образование, чтобы работать и сделать жизнь родных чуть легче.

После окончания семилетки поступил в Речицкий землеустроительный техникум. Два года проучился, и призвали в армию. В товарных вагонах тысячи новобранцев доставили в Севастополь. После строжайшего отбора комиссия направила курсанта в учебный отряд подводного плавания, через десять месяцев он получил специальность торпедиста. Но Шпаков не был бы самим собой, если бы не добился возможности получить среднее образование в вечерней школе. Вот еще один штрих к портрету: занятия проходили раз в неделю, много занимался самостоятельно, даже на большой глубине — в подводную лодку спускался с учебниками. В аттестате почти все пятерки.

Пролетело почти четыре года, отслужив, Григорий Шпаков, не заезжая в Барсуки, направляется в Горки — поступать в сельскохозяйственную академию. Конкурс в тот год был невероятный. Набор — 100 человек, 45 медалистов взяли без экзаменов. На каждое оставшееся место претендовали по 13 человек. Недавний торпедист блестяще выдерживает испытания и становится студентом факультета механизации.


Улыбка не сходит с лица Григория Куприяновича, когда он вспоминает студенческие годы. Много счастья подарило то время. В академии он познакомился с будущей женой. Как сам признается: «Это была самая красивая студентка на курсе». Долго не тянули — сыграли свадьбу. На многие годы они стали друг для друга опорой, делили радость, поддерживали в трудные часы, вместе вырастили троих детей.

А после окончания академии вместе распределились в совхоз «Писаревщина» Мстиславского района. Спустя год — письмо от матери: «Болею, сынок. Тяжело одной. Может, приедешь». Шпаковы срываются в Новые Барсуки. Работы по специальности не нашли, устроились в школу. Почти пять лет Григорий Куприянович обучал мальчишек автотракторному делу. В 1969-м его избирают председателем колхоза «50 лет Октября».

Если бы можно было разделить жизнь, как в книге, на главы, то с этого момента для Шпакова открылась новая страница. Он обрел дело, в котором и до сих пор видит свое главное предназначение.

— Во мне всегда было желание сделать жизнь простого человека лучше, легче, — говорит Григорий Куприянович. — На эту должность шел осознанно, понимал, что могу существенно повлиять на качество жизни односельчан. Видел недостатки в организации производственного процесса, главное, знал, как их исправить. Считаю, любой результат надо анализировать, такой подход позволил существенно улучшить показатели уже в первые годы.

Для понимания приведем несколько цифр. В конце 1960-х колхоз «50 лет Октября» — это 3,5 тысячи гектаров земли, почти два десятка тракторов, несколько грузовиков и комбайнов. Чуть больше 1,2 тысячи голов КРС. Урожайность зерновых и зернобобовых — почти 8 центнеров с гектара. Неимоверных трудов стоило пережить непростые девяностые. Но, как вспоминает с благодарностью Григорий Куприянович, вступивший в должность Президента Александр Лукашенко не позволил растащить частникам наши предприятия, поддержал село, сохранили кадры. За более чем полвека руководства Шпакова СПК стал лидером по валу и качеству молока не только в Речицком районе, но и в Гомельской области. Ежедневно организация сдает на переработку свыше 30 тонн молока, в основном сортом экстра, по самой высокой закупочной цене. В прошлом сезоне — передовик в областном соревновании по намолоту зерна. Причем добиваются высот всего на 5 тысячах гектаров, то есть не обладая обширной пашней или плодородной землей.

На вопрос, к кому себя относит — идеалисту, прагматику, аналитику, отвечает:

— Я реалист. Для меня догмы как таковой нет. Родился при советской власти, воспитывался под влиянием той идеологии. В ней было много конструктивного. К примеру, мы хотели быть полезными Родине. Не выбирали тепленького рабочего места, шли в те отрасли, где больше всего нуждались в рабочих руках. Надо — ехали на целину, позовут — уезжали работать на Крайний Север. Но реалисты могут быть разрушителями и созидателями. Развалить моментально можно даже колхоз. А вот строить — совсем другое. Так вот, я всегда старался создавать, множить блага и укреплять положение предприятия. За годы моего руководства живем только на заработанные деньги, государственными дотациями не пользуемся. Нам хватает на модернизацию, технику, корма, достойные зарплаты.


Легендарному председателю его подчиненные вот уже не один десяток лет верят и следуют всем его решениям не только из-за хозяйской хватки. Забота о людях идет у него из самой души и находит живой отклик.

— У меня было понятие: никогда не возвышаться над людьми. Но видеть в них хорошее, примечать недостатки. Хорошее воспринимать и впитывать, недостатки стараться ликвидировать.
Специалистам говорю: «Мы что-либо стоим, если благодаря нашему влиянию человек с недостатками становится лучше». Надо быть требовательным к самому себе, постоянно совершенствоваться. Задачу свою вижу еще и в том, чтобы люди знали: в нашем хозяйстве есть к кому обратиться за советом, помощью. Вот по такому принципу живу и работаю. Моя главная цель — не урвать что-то для себя, а чтобы жил СПК, можно было работать, достойно зарабатывать.
На прощание интересуюсь у Григория Куприяновича: как он относится к тому, что его называют патриархом председательского корпуса?

— Какой я патриарх, — смеется. — Обычный человек. А говорят так потому, что больше меня в сельском хозяйстве никто в республике не работал, да и по возрасту я установил своеобразный рекорд. А чтобы не терять силу, всем советую в сложной обстановке не нервничать, не хвататься за сердце, а быть спокойным, трезво рассуждать, оценивать ситуацию. К тому же надо вести здоровый образ жизни и улыбаться, даже когда хочется схватиться за голову от отчаяния.

ОТ «СГ». 

Поздравляем Григория Куприяновича с замечательным юбилеем! Здоровья, успехов, вдохновения и щедрых урожаев на родной земле!

veselukha@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter