Из каких слагаемых складывается историческая правда

В контексте времен

Политическая напряженность на мировой арене заставила вновь массово обратиться к событиям прошлого. На какие нынешние вопросы там стоит искать ответы? Как не допустить беспамятства молодых поколений? Об этом беседа с директором Института истории НАН, кандидатом исторических наук, доцентом Вадимом Лакизой.

Патриотов нужно воспитывать

— Совсем скоро День Победы. Что этот праздник значит для вас?

— 9 мая есть и всегда будет особой датой в исторической памяти белорусского народа. Несмотря на то что мы все дальше от 1945-го, события, происходящие сегодня в мире, заставляют нас с большим вниманием смотреть на Великую Победу и вспоминать цену, которую за нее пришлось заплатить. Неспроста в обновленной Конституции государство взяло на себя обязательство по обеспечению сохранения исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Оте­чественной войны. И вместе с тем помнить о героическом прошлом своего народа, патриотизм — это и долг, я бы сказал, обязанность и честь каждого белоруса или гражданина Республики Беларусь.

Правильное восприятие таких памятных дат, как 9 мая, 22 июня, 3 июля, во многом зависит от воспитания — от семьи, школы, университета. Моим классным руководителем был ветеран Великой Отечественной войны. Поэтому День Победы до сих пор ассоциируется с походами по местам партизанской славы. На Дятловщине, где я родился и рос, раскинулась Липичанская пуща. Именно там в годы войны вели активную борьбу с оккупантами партизаны, наша лесная армия. Торжественные линейки, благоустройство обелисков, шефство над ветеранами — все это тоже было в моем детстве. 

Уже в студенческие годы мы к Дню Победы бегали марафоны к знаменитой заставе Усова в Гродно, которая одной из первых встретила немецко-фашистских захватчиков в июне 1941-го. Незабываемые впечатления и воспоминания на всю жизнь.

Наступление советских танков и пехоты под Витебском, июнь 1944 года.
Центральная часть Бобруйска, разрушенная гитлеровскими захватчиками в годы войны.
Фото  БЕЛТА
 

— У вашего поколения была возможность общаться с ветеранами и из первых уст узнавать страшную правду о войне. Нынешняя молодежь погружается в историю Великой ­Оте­чест­венной по учебникам, фильмам и даже компьютерным играм. Как уберечь их от беспамятства? Достаточно ли простых школьных уроков истории?

— Кадры решают все. Но я говорю не об общем уровне знаний и квалификации педагога, которые тоже безусловно важны, а о том, что ученики будут должным образом относиться к истории страны тогда, когда примером может быть учитель. Роль личности, индивидуальный подход и эмоции при подаче материала играют важную роль. Если педагог равнодушен к своей семье, к своему воевавшему деду, то чего тогда ждать от детей? Если ты преподаешь историю Беларуси, не бойся вопросов вне программы, постоянно сам учись и пропускай новые знания через себя. 

ХХI век требует креативности, инновационной подачи информации. Но это не всегда про технологии и цифровизацию. Важно, чтобы молодежь с юных лет своими руками добывала и сохраняла историю — работая в архивах, ухаживая за памятником, изучая прошлое малой родины. 

Вот и в НАН Беларуси 4 мая на торжественное мероприятие по награждению победителей специального конкурса и закрытию ХV Международной молодежной научно-практической конференции «Великая Отечественная война 1941—1945 годов в исторической памяти народа» собрались более 200 участников. Уже ХV конференция, которую Институт истории НАН Беларуси проводит совместно с гимназией № 174 Минска и Белорусским государственным педагогическим университетом имени Максима Танка. Лауреаты из разных школ нашей страны (Слоним, Новоельня, Волковыск, Лида, Мозырь, Солигорск, Мир, Буда-Кошелево, Минск, Гомель, Гродно, Островец и многие другие населенные пункты) и Российской Федерации, педагоги, родители. Интересные научно-исследовательские проекты, их защита, дипломы, первые выступления с академической трибуны, общение с известными учеными, масса эмоций и впечатлений, новых мотивирующих ноток в Год исторической памяти для сохранения и дальнейшей трансляции исторической памяти. 

Приведу в пример еще один удачный и очень значимый, на мой взгляд, проект — «Народны летапiс Вялiкай Айчыннай вайны. Успомнiм усiх». По идее председателя Президиума Национальной академии наук Беларуси Владимира Гусакова к 75-летию Победы мы начали собирать документы, фото, воспоминания о родственниках, которые были свидетелями Великой Отечественной, систематизировать все и готовить к публикации в специальной серии книг. Без лишнего пафоса каждый мог и может рассказать о том, что ему дорого и близко. Итог вылился в первую книгу, которая стала библиографической редкостью, а вторая будет издана уже в конце мая этого года. Я тоже поделился личным: мою бабушку по линии отца вывезли в Германию на принудительные работы — два года рабского труда, голода и постоянного риска смерти. А ведь похожие примеры есть практически в каждой семье. 

— Патриотами рождаются или становятся?

— Общаясь с учителями-практиками, пришел к выводу, что важно не переборщить с подачей исторического материала. Не гнать ребят на конкурсы, мероприятия и внеклассные занятия из-под палки, а реально заинтересовывать. Общие сухие цифры и факты всегда проигрывают личной истории. Поэтому важно найти подход, который заденет ребенка за живое, даст понять, что мы часть белорусской нации, а не обособленные люди, — именно это и формирует настоящих патриотов. 

Считаю, что такая работа должна быть на контроле у государства. «Брестская крепость-герой», «Хатынь», «Ола», «Тростенец», «Прорыв», «Буйничское поле» и другие мемориальные комплексы должны быть обязательны для посещения учениками разных возрастов. Причем не всегда за счет родительских денег или по желанию, а централизованно. Где взять для этого средства? Возможно, из республиканского или местного бюджета. Как вариант, немножко поработать, привлечь молодежь к «интересному труду», а потом поощрить такими поездками.

Нам есть чем гордиться и что защищать

— Почему, на ваш взгляд, некоторые страны в наше время обесценили День Победы? Ведь наши предки плечом к плечу боролись с немецко-фашистскими захватчиками и одинаково проливали кровь за свободу и независимость не только СССР, но и всей Европы.

— Война 1812 года, Первая мировая, Великая Отечественная — большая беда всегда приходила на наши земли с Запада. В связи с этим хочется процитировать российского коллегу, доктора исторических наук Вячеслава Никонова: «У них (западных стран. — Прим. ред.) никогда не было такой Победы. Никогда в истории человечества в принципе не было такой Победы, одержанной над самым страшным врагом ценой самых больших потерь и фантастического подвига всех народов Советского Союза».

Говоря о том, как скоро некоторые забыли о Победе наших дедов над фашизмом и ­нацизмом, важно учитывать контекст и разницу идеологий: с одной стороны, был социализм, с другой — капитализм. Мы наблюдаем цивилизационный разлом, абсолютно разные ценностные подходы. 

Ведь такая «забывчивость» была присуща ряду западных стран всегда. Многие трагические страницы из своей исторической памяти там пытаются стереть. Какой ценой творились революции в Европе да и история в целом? Террор, гильотины... В США происходило уничтожение коренного населения, а расовая ненависть была сформирована на государственном уровне. Не так давно, еще в начале прошлого века.

— Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа было запущено Генеральной прокуратурой год назад. В нем принимает участие огромная команда специалистов и ученых из самых разных ведомств. Какая часть работы лежит на историках? 

— Важно понимать, что историки ни на день не останавливались в изучении вопросов Великой Отечественной ­войны. Исследования начались сразу после освобождения нашей территории и продолжаются до сих пор. Партизанское и подпольное движение, коллаборационизм и действия украинских и польских националистических группировок на наших землях, уничтожение мирного населения и принудительные работы —— по этим темам в нашей стране продолжают защищать диссертации, об этом пишут книги и статьи, этому посвящают конференции. 

Но в какой-то момент тема Великой Отечественной начала уходить в тень в массовом сознании. Почему? Для страны в центре Европы важно сохранять добрые отношения со всеми соседями, поэтому лишний раз былое на публике не вспоминали. Да и менталитет у нашей нации такой: свое горе несем внутри, не требуя стороннего сочувствия. Причем порой мы делали это в ущерб своим интересам. Итог — некоторые соседи стали вести себя неуважительно по отношению к нашему прошлому. Взять, к примеру, марши, которые устраиваются в честь военных преступников: в Польше чествуют Ромуальда Райса, который убивал православных белорусов. 

Геополитическая обстановка в нашем регионе в последние годы накаляется все больше. Пришло время напомнить другим и самим себе, какой ужас пережили наши люди в годы Великой Отечественной войны, и сделать все, чтобы это больше не повторилось.

Поэтому сегодня большим коллективом специалистов все вопросы уголовного дела о геноциде белорусского народа детально прорабатываются. Когда в 2020 году Генпрокуратура начала процесс, Институт истории тоже предоставлял необходимые материалы — от планов «Барбаросса» и «Ост» до итогов Нюрнбергского процесса. Наша совместная задача на ближайшие годы — историко-правовой анализ геноцида белорусского народа. Необходимо раскрыть все стороны трагедии Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, в том числе с учетом демографического и экономического ущерба. Показательно, что не все соседи согласились помочь в установлении правды: официальные запросы на получение архивной информации были направлены в Прибалтику, другие европейские страны, но ответа не последовало. 

— Идет Год исторической памяти, мероприятий и проектов самого разного масштаба по всей стране проходит очень много. Но если мы говорим о главном посыле 2022-го, то как его можно сформулировать? 

— Память — это прежде всего воспоминания, чувства, эмоции, впечатления, рассказы и мифы, если хотите. А историческая наука — это факты, документы, объективные материалы, анализ. Формирование правильного отношения к прошлому своей страны, своего народа невозможно без соединения двух этих понятий. Главное, что хочется донести, — у белорусского народа богатая и разнообразная история. Наша история и самая лучшая история в мире! И ее нужно беречь во всем многообразии — как победные или героические, так и трагические страницы. 

На этот год выпало немало юбилейных дат, одна из самых знаковых — 1060-летие Полоцка. Именно с него мы ведем отсчет белорусской государственности. А еще 1030-летие православия на белорусской земле, 955-летие Минска… И в концепции истории белорусской государственности, разработанной учеными Института истории НАН Беларуси, есть место всем историческим и национальным ее формам. Через историю Полоцкого княжества, Киевской Руси, Туровского княжества, ВКЛ, Речи Посполитой, Российской империи, БНР, ССРБ, БССР — тысячу лет мы шли к истории суверенной и независимой Республики Беларусь. Мы не имеем права умалять свои достижения и заслуги в прошлом, отдавая их другим. Каждым историческим периодом мы вправе гордиться. Простой пример, который сегодня вызывает исторические споры: кто первым призвал на княжение варягов? Новгород и Полоцк, только потом они пошли в Киев. Поэтому мы имеем полное право называть себя колыбелью Древней Руси. То же самое касается и ВКЛ, основу которого составили белорусские земли и население, а не современная Литва. 

Мечтал выдувать бокалы, а попал в каменный век

— История всегда была одной из самых спорных наук. Почему вы выбрали для себя именно эту сферу деятельности? 

— Я с детства был очень увлекающимся и любопытным, не любил сидеть на месте. Огромнейшее влияние оказала поездка в Ульяновск, Минск, Хатынь… Помню, в 8-м классе поехали с экскурсией в Березовку на стеклозавод «Неман». Мне так понравилось, что после возвращения домой решил: буду стеклодувом. Через год познакомился с курсантом военного училища ракетных войск стратегического назначения и загорелся новой идеей — стать военным. Усиленно готовился, прошел сложные вступительные испытания (и сдал математику на пять) в Серпуховское военное училище. Престижно, красиво, солидно. Но уже в первые недели меня такая тоска по дому и малой родине взяла, и я понял: не мое. Вернулся в Беларусь и буквально в последний день успел подать документы на истфак Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Конкурс, говорили, 11 человек на место! Я сдал экзамен на пять и с тех пор не представляю свою жизнь без истории.

— Ваша специализация — археология. Какая экспедиция была для вас самой запоминающейся и ­почему?

— В студенческие годы я проходил практику на раскопках в Кричеве у известного ученого-археолога Михаила Ткачева. Благодаря ему была запущена целая цепочка знакомств и долгих лет работы вместе с легендами белорусской археологии — Георгий Штыхов, Ярослав Зверуго, Петр Лысенко, Ольга Левко, Елена Калечиц… Помню, как Михаил Чернявский (мой научный руководитель) перетянул меня из Средневековья в каменный век. Чудесный был человек, еще больший романтик и авантюрист, чем я. Несколько раз во время экспедиций на надувных лодках пытались переправляться через Неман, сначала забирались, а потом выбирались из лесных чащоб или застревали во время разлива на болоте в Дятловском районе. Но все эти воспоминания — маленькая частичка моей исторической памяти и нужные уроки для жизни.

Первый открытый лист на право проведения самостоятельных раскопок я получил в 1994-м и стал изучать поселение Пархуты-1 в Дятловском районе. Шурфовал, определял мощность культурного слоя. Там же через год проводил практику у студентов Гродненского госуниверситета, и повезло найти погребальный комплекс раннего бронзового века, а в нем — каменный сверленный топор, кремневый нож, керамический сосуд. Сегодня эти предметы выставлены в историко-археологическом музее Гродно.

Заглянуть в будущее

— У истории, как и у любой другой науки, тоже есть тренды. Что изучают нынешние молодые ученые? 

— При Администрации Президента создан и действует Совет по исторической политике. Одна из четырех комиссий по изучению и выработке концептуальных подходов отечественной истории под руководством председателя Президиума НАН Беларуси В. Г. Гусакова работает в НАН. Важной задачей для нее является определение приоритетных тем научных и диссертационных исследований по гуманитарным наукам в целях укрепления государственных исторических концептов, освещения белых пятен отечественной истории. Мы понимаем, что самая актуальная тематика — та, что соответствует национальным интересам нашей страны. Речь идет не только об истории Беларуси во всем ее многообразии, но и о новых отдельных направлениях. Например, есть запрос на исследования всеобщей истории, международных отношений и истории геополитики. В фокусе у нас и история науки, архивного дела. Довольно перспективна в наши дни археологическая тематика, в том числе охранная археология — раскопки в зонах новостроек дают тысячи богатых объектов для изучения. 

Что касается молодых ученых, то в 2021 году наш институт принял немало молодых специалистов из разных вузов страны. Поддерживаем, помогаем, в том числе и через профсоюз, предоставляем служебное и арендное жилье. В этом году уже около десятка человек изъявили желание к нам распределиться. В целом идет серьезное омоложение института, структурные и кадровые изменения, да и количественный рост. Деятельные, с горящими глазами и свежими идеями — именно от таких следует ожидать новых открытий в науке о прошлом.
При поддержке государства в последние десятилетия активно реставрируются замки, дворцы, усадьбы и другие архитектурные памятники. Возвращается наше историко-культурное наследие, разрушенное по большей части во время войн. Некоторые задаются вопросом: зачем восстанавливать тут, если можно поехать за границу и посмотреть то, что сохранилось. Но ведь эти объекты представляют ценность именно с точки зрения принадлежности к белорусской культуре, к белорусскому народу, к белорусской истории.

Чай по древним рецептам

Куда отправиться в путешествие по Беларуси? Вадим Лакиза советует новое знаковое место на карте страны, где должен побывать каждый:

— Археологический музей под открытым небом в Беловежской пуще. Древний реликтовый лес нужно рассматривать не только как памятник природы, но и через призму его взаимоотношений с человеком — от первобытных времен до наших дней. Абсолютно новая экспозиция на основе археологического материала, будто машина времени, переносит на тысячи лет назад. 

Фото  БЕЛТА

Заглянуть в дома бронзового века, увидеть и оценить очаг тех времен, присмотреться к украшениям женщин и подержать в руках орудия труда и боевое оружие мужчин. Потом перейти на городище железного века с оборонительными валами, где в его центральной части воссозданы жилые постройки разных археологических культур, которые существовали в древности в разных регионах Беларуси. А затем можно «обжиться» и в славянской деревне: увидеть, как тысячу лет назад жили наши предки — кузнецы, ткачи, резчики, хлеборобы. Пострелять из лука или попить чаю по древним рецептам — и вот прошлое уже не кажется таким далеким и обезличенным.
Страницы истории Великой Отечественной войны еще не дописаны. Много архивных документов пока не введено в научный оборот — они ждут своих исследователей. Увы, даже сегодня после проведенной научно-исследовательской и архивной работы растет количество уничтоженных населенных пунктов и число погибших. Если в советское время мы говорили о каждом четвертом, то сейчас точно знаем: в той войне погиб каждый третий житель страны. Это доказанный факт. Ежегодно обнаруживаются неучтенные прежде захоронения как павших бойцов, так и мирных жителей. И, как говорил Суворов, пока не похоронен последний погибший солдат, война не окончена.
kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter