В Витебске группа "Синий кит" едва не довела старшеклассницу до суицида

В контакте с вампиром

В соцсетях вновь заявили о себе «Синие киты», которые подстрекают подростков к суициду. Случаев самоубийств на почве опасных игр в Беларуси, к счастью, не зафиксировано. Однако пострадавшие уже есть.


Тревожные новости появились неделю назад в интернете. В Гродно мама заметила на плече у дочери странные порезы и привела ее на консультацию в областной центр «Психиатрия–наркология». Выяснилось, что восьмиклассница играла в «Синего кита» и царапала себя по заданию администратора одной из закрытых групп ВКонтакте. Девочка вела с ним переписку десять дней. А «игра» длится 50 — 57 дней, и, как вам быстро сообщит интернет, финальная задача этого интерактивного квеста всегда одинаковая: свести счеты с жизнью. Причем, где и как «кит» это сделает, решает его анонимный куратор.

К сожалению, «группы смерти» в соцсетях — не вирусная страшилка из родительских чатов, как хотели бы думать многие, и не выдумка тревожных мам. В Витебске по факту попытки самоубийства старшеклассницы возбуждено уголовное дело, рассказала старший помощник прокурора города Ольга Королева:

— Школьница состояла в группе «Синий кит», зарегистрированной в ВКонтакте. Шаг за шагом она проходила роковой квест: порезала руки лезвием, оставила предсмертную записку в соцсети с планами сброситься с крыши высотного здания. Ее остановили сотрудники милиции. Эмоциональное состояние подростка было крайне тяжелым: она сильно жалела, что не успела доиграть. Девочка проходит лечение в областном центре психиатрии и наркологии. Городским отделом СК возбуждено уголовное дело по части второй 146–й статьи УК — склонение к самоубийству.

В соцсети ВКонтакте  и в Инстаграм с конца января стали появляться подобные картинки и предупреждения от тех, кто переживает за детей.

Подробности игры описываются на многих сайтах. Детей завлекают сначала безобидными заданиями — нарисовать кита, уйти с уроков, а потом предлагают резать вены, делать себе больно, взбираться на крышу и тому подобное. Перед игрой с ребенком ведут участливый диалог, выясняя, из какой он семьи, какие отношения со взрослыми. Участники подобных групп ассоциируют себя с китами — высокоразвитыми животными, которые якобы осознанно совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность добровольно уйти из жизни привязывается к внутренней свободе. По правилам группы, подростки должны выполнять задания и отправлять фото или видео администратору.

С середины прошлого года суицидальные игры в соцсетях широко обсуждались в российских СМИ. И хотя многие восприняли это как массовую истерию, к проблеме подключились правоохранительные органы. Тысячи сайтов и групп, распространяющих информацию о суициде, были заблокированы. В ноябре 2016 года СК России предъявил обвинение в доведении до самоубийства Филиппу Будейкину, который ВКонтакте высылал подросткам инструкции к смертельной игре. Следствие установило 15 потерпевших — подростков, которые состояли в «группах смерти» и покончили с собой.

Судя по информации в интернете, сейчас игра популярна в России, Казахстане и Украине. В середине февраля центры интернет–мониторинга соцсетей зафиксировали резкий всплеск запросов про «синих китов». Сотни детей кликнули по опасным ссылкам и ждут приглашения в игру, а кто–то уже начал проходить этот квест. Буквально на днях по ТВ сообщали о двух девочках, которых сняли с крыши многоэтажки в Киеве, а в казахстанском Кокшетау восьмиклассница получила задание выпить уксус. В Витебске участникам тоже давали задания, которых нет в списках, гуляющих в сети. Подробности рассказала главный врач областного центра психиатрии и наркологии Елена Мартынова:

— О том, что 17–летняя девушка разместила в соцсети предсмертную записку, нам сообщила студентка медицинского университета. Мы сразу обратились в компетентные органы, и девочку спасли. Сейчас она практически в норме, готовится к выписке из стационара. Выяснилось, что ее секретной задачей в квесте было порезать вены и попасть в психиатрическую клинику. И она это сделала. Примерно такие же истории случились в Витебске еще с тремя девочками, одна из них проходит лечение амбулаторно.

Что делать родителям? Во–первых, советуют специалисты, не паниковать. Подростковые субкультуры, тайные сообщества и клубы самоубийц существовали всегда. Это деструктивные культы, секты, руководители которых манипулируют и играют чужими жизнями. Подростки любят пощекотать себе нервы — вспомните эмо, готов, хиппи. Просто в современном мире это явление приобрело новую форму. И это нужно учитывать. Во–вторых, пишет семейный и детский психолог Екатерина Демина, нужно осознать, что никакие киты и единороги не могут заставить человека сделать шаг в бездну, если у него есть друзья, дом, где его любят и ждут, есть какие–то планы и надежды:

— Все случаи суицидов, что мы разбирали и наблюдали, были связаны с какой–то серьезной бедой, с душевным надрывом, с проблемами в семье или внутренней жизни ребенка, которые самые близкие люди долгое время игнорировали. Не бывает так, что «все было чудесно–прекрасно–весело, а потом он прочел ужасный текст и вышел в окно». Интерес к таким группам — скрытый маркер неблагополучия в семье.

С другой стороны, детское любопытство никто не отменял. Эти группы манят тинейджеров тайной, их администраторы умеют зацепить за самые больные места: берут «на слабо», могут шантажировать и угрожать близким. Например, мальчику 12 лет, который отказался вырезать себе кита на руке, писали, что его младший брат завтра не придет из садика домой... Надо ли объяснять, как много зависит от отношений с родителями? Поинтересуйтесь, кстати, у своих детей, знают ли они об этих группах и что об этом думают. А если вы не можете говорить на эти темы с ребенком, самое время задуматься о качестве ваших отношений. Потому что устроить тотальную слежку, забрать у ребенка гаджет или отключить интернет — верный способ совсем потерять с ним контакт. В России Следственный комитет пришел к выводу, что закрывать деструктивные группы бессмысленно: это похоже на борьбу с мифической гидрой, у которой вместо одной головы вырастают три. Значит, взрослым надо изучить правила безопасности в сети и открыто говорить об этом с детьми.

Конечно, нужно знать, в каких группах в соцсетях находятся ваши сыновья и дочки. Просмотреть паблики и статусы — не проблема. Насторожиться стоит, когда в подписях появляются сочетания со следующей комбинацией слов: «синий кит», «хочу в игру» или «я в игре», «разбуди меня в 4:20», «киты плывут вверх». Не помешает заглянуть и в историю поисковых запросов. Но главное — вовремя заметить изменения в поведении ребенка. Есть несколько признаков, свидетельствующих о суицидальных намерениях подростка. Это нарушения сна — сонливость или, наоборот, бессонница. Перемены в поведении: был спокойным — стал нервным или был агрессивным, задиристым, а стал нарочито вежливым. Общительный стал замкнутым. Безразличие к своей внешности у подростков, которые раньше не были в этом замечены: они перестают умываться, чистить зубы, неопрятно одеваются. Публикация в соцсетях мрачных образов или цитат, связанных со смертью. Действия, которые можно трактовать как прощание: непривычные разговоры о любви к родителям, попытки закончить проекты и дела, раздаривание любимых вещей.

Трудно представить, что подобные вещи могут не заметить внимательные родители. Не теряйте контакт с детьми. А если уже потеряли и не знаете, как восстановить, обратитесь к специалисту. Лучше краснеть у психолога, чем чернеть от горя.

В то же время


Когда материал готовился к печати, страшная весть пришла из Усть–Илимска Иркутской области. Вечером 26 февраля две двоюродные сестры выбросились с 12–го этажа. Им было по 14 лет, обе погибли. Есть информация, что девочки были вовлечены в игру «Синий кит» в социальной сети ВКонтакте. На странице одной из них написано: «Смысл потерян... End», другой — просто «End». Известно, что совершенный сестрами суицид снимали на видео двое молодых людей. Они задержаны.

Памятка для родителей


расспросите ребенка о его виртуальных друзьях; 

заходите в интернет вместе с ребенком. Объясняйте, что и как там устроено, побуждайте ребенка делиться своими впечатлениями, спрашивать совета;

попросите ребенка рассказывать вам о любых неприятных ситуациях, связанных с его общением в интернете;

запретите ребенку выдавать свои личные данные (адрес, телефон, дорогу, по которой он ходит в школу, и прочее);

пообещайте, что вы не будете сердиться и не запретите пользоваться компьютером, что бы ни случилось;

расскажите своему ребенку, что многое из того, что можно увидеть или прочесть в сети, не является правдой, не стоит всему безоговорочно верить;

объясните ребенку, что его виртуальный друг в реальном мире может оказаться не тем, за кого себя выдает;

также контролируйте своих детей в сети с помощью специальных программ. Они помогут вам отделить вредоносное ПО, понять, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал;

помните, что запрет на пользование компьютером не дает желаемых результатов;

будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него проблемы.

Компетентно


Елена ДАНИЛОВА, заведующая детско–подростковым отделением ВОКЦ психиатрии и наркологии, главный внештатный детский психиатр управления здравоохранения Витебского облисполкома:


— Для того чтобы построить доверительные отношения со своим ребенком, сначала надо научиться задавать ему простые и открытые вопросы, интересоваться его жизнью, настроением. Благодаря этому можно оценить состояние подростка, узнать, что с ним происходит. Кроме того, необходимо контролировать собственную тревогу, потому что часто родители не могут построить отношения с сыном или дочерью, потому что их родительская тревога просто зашкаливает. Любой адекватный родитель сначала пугается, потом приходит в себя, пробует сам справиться со своими тревогами, но делает это не прибегая к усилению контроля и другим репрессивным методам. Стоит начать с того, чтобы подружиться с этим новым человеком, которым стал ваш ребенок. С ним надо разговаривать, но не навязчиво. Надо больше проводить времени вместе, придумывать совместные увлечения. Да, он временами раздражает, бесит, но необходимо стать ему другом и попытаться понять, что с ним происходит. Лучший способ защитить своего ребенка не только от закрытых групп, но и от других бед и ошибок — это завоевать доверие, научиться понимать друг друга. К сожалению, часто мы не можем построить доверительные отношения. Но если они есть, то суицидальные наклонности у ребенка не появятся.

krucha–tut@rambler.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter