В коммуне остановка!

Командировка в глубинку для собкора «СБ» превратилась в своеобразное путешествие на машине времени
Командировка в глубинку для собкора «СБ» превратилась в своеобразное путешествие на машине времени

В стихотворении «Дом, который построил Джек», переведенном Маршаком с английского, есть такие строчки: «А это корова безрогая, лягнувшая старого пса без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу...» Ну и так далее. Помните? Нет сомнения, что упоминание о безрогой корове здесь — просто шутка, но, оказывается, для современного и прогрессивного сельского руководителя даже эта мелочь имеет огромное значение. Оказывается, рога буренкам выжигают специальным аппаратом, чтобы они друг другу бока не вспороли и дорогую вычислительную технику не испортили, когда находятся на круглогодичном беспривязном содержании в компьютеризированном доильном зале. По словам Павла Пальчеха, председателя СПК «Жвиранка», что в Шарковщинском районе, именно такой комплекс, работающий на основе самых современных технологий, к новому году появится у него в хозяйстве.

Плохо забытое старое

Если компьютерная дойка для Витебщины не в новинку, то общественное устройство «Жвиранки» заслуживает особого разговора: это — коммуна. Если бы кто–то сказал мне, что в наше время такое возможно, я скорее всего не поверил бы. Но не доверять собственным глазам — глупо и смешно!

С одним из членов коммуны, Зинаидой Ракитко, я познакомился во время обеденной дойки. Всю жизнь она проработала дояркой в «Жвиранке», вырастила троих детей. Правда, в деревне Бильдюги, где располагается правление СПК, с родителями сейчас живет лишь младший сын Сергей. Он только что окончил местную среднюю школу и собирается поехать в Глубокое, чтобы выучиться на шофера–тракториста. «У меня уже пятеро внуков, — хвалится Зинаида Станиславовна, — хозяйство большое, 2 коровы, 6 свиней, так что нам с мужем, Анатолием Аркадьевичем, скучать некогда: встаем в 4 утра, спать ложимся в 12 ночи».

— А не тяжело держать дома столько живности и одновременно работать в СПК?

— С одной стороны, мы привыкли, а с другой — председатель сильно помогает.

Чтобы сельские труженики думали исключительно о своих непосредственных обязанностях, руководство СПК практически бесплатно обеспечивает их зерном и сеном. Делай у секретаря заявку — и получай на складе урожай из «общего котла». Если ты пенсионер, сено тебе привезут домой да еще и уложат его, куда скажешь. В том, чтобы получить высокий урожай, заинтересованы все. В минувшем году, например, в «Жвиранке» с гектара убрали в среднем 41 центнер зерновых. Это был самый высокий показатель в районе. К слову, коммуна существует уже три года, и средняя зарплата доярки, к примеру, за это время выросла с 59 тысяч рублей до 368 тысяч.

СПК, где по коллективному договору трудятся 270 человек, выделяет своим коммунарам картофелесажалку, нанимает пастуха присматривать за общественным стадом. Выходит, сельскому труженику не нужно волноваться, как сено скосить или где лишнюю бутылку «чернила» купить, чтобы рассчитаться с шофером или трактористом за «шабашку»! «А когда столовую откроем, — смеется председатель, — работнику и без жены можно будет обойтись». Столовая столовой, но уже сейчас «Жвиранка» дважды в день кормит механизаторов всего–то за 200 рублей. И это при себестоимости в 2 тысячи!

Университеты председателя

Павел Пальчех, которого в райисполкоме называют не иначе как местным феноменом, родился в 1951 году. Интересно, но почему–то с детства его жизнь тесно связана с цифрой «5»: столько детей было в семье отца, Федора Борисовича; столько душ, по мнению самого Павла Федоровича, должна иметь крепкая крестьянская семья; и именно по столько дойных коров должно приходиться на каждого члена СПК, если хозяйство намерено процветать.

Среднюю школу герой нашего повествования окончил в Шарковщине, а трудовой путь начал трактористом в колхозе имени Гагарина после окончания Поставского СПТУ. Затем — армия, заочная учеба в сельхозтехникуме и, наконец, зооинженерный факультет Великолукского сельскохозяйственного института.

В 1994 году Павла Федоровича уговорили возглавить отстающий колхоз «17 сентября». «Кормов в январе — ни грамма, — вспоминает мой собеседник, — у свиней ребра из–под кожи торчат. Добавьте сюда еще должок в 48 тонн дизтоплива — обстановка страшная!»

Начал с того, что до минимума сократил все траты, ввел жесточайшую экономию электроэнергии и горюче–смазочных материалов. С дисциплиной было сложнее. Народ привык на работу выходить к полудню, а тут новый председатель в 6 утра требует! Даже забастовки поначалу устраивали.

Но ведь не зря Павел Федорович любит повторять, что течет в нем горячая цыганская кровь: «Ах, вы бастовать!» Договорился с Антоном Мартиновичем, тогда — руководителем соседней «Жвиранки», привлек на свои поля его технику и людей, а своих лодырей и без работы, и без денег оставил. Больше к «шоковой терапии» прибегать не приходилось — колхозники все поняли с одного раза.

Через год хозяйство погасило долги по картотеке, вошло в пятерку лучших в районе, но здоровье Павла Федоровича пошатнулось, и врачи порекомендовали ему перейти на более спокойную работу в Бильдюгский сельсовет.

Сельская арифметика

Когда четыре года назад ушел из жизни бывший председатель «Жвиранки» Антон Сергеевич Мартинович, руководить передовым хозяйством предложили Пальчеху. Кстати, нынешней зимой к его сельхозугодьям добавились земли уже знакомого колхоза «17 сентября». В сумме у него теперь 3 тысячи 670 гектаров.

«В «Жвиранке», — вспоминает Павел Федорович, — уровень интенсификации труда уже до меня существовал высочайший — все до капли выжато! Когда стали думать, как обеспечить ежегодный рост производства на 10 процентов, пришли к выводу, что необходимо увеличивать поголовье крупного рогатого скота и строить суперсовременный доильный цех. Если хлопцы после армии возвращаются в родное хозяйство, то девчонки, отучившись, норовят в городе остаться. На ферме работать скоро некому будет! Сейчас у меня на 750 коров 23 доярки приходится, а в новом доильном зале такое же поголовье смогут обслуживать всего 6 человек».

Новый коровник, куда уже вложено 2 миллиарда 300 миллионов рублей, из которых более половины — собственные деньги, Пальчех называет своей гордостью. По мнению Павла Федоровича, от этого комплекса зависят и его авторитет, и благополучие хозяйства в целом. Строится он хозспособом, то есть силами СПК без привлечения подрядчика. Уже готовы стены, крыша, забетонированы полы и оборудованы индивидуальные места для каждой из 750 буренок. «Одного трактора хватит, чтобы корма развозить, а здесь, — показывает председатель на поблескивающие разноцветными кнопками пульты, — рабочее место для двух доярок. Корову подоили и провели со специальным ошейником через так называемые селекционные двери. Ветеринар получил распечатку с информацией: лечить или обратно в индивидуальное стойло отправить».

Будущих доярок и компьютерщиков председатель планирует свозить на учебу в Гродненскую область, но пока с кандидатурами окончательно не определился. К подбору кадров, как и к дисциплине, в «Жвиранке» подходят очень щепетильно и ответственно.

Дисциплина — мать победы

После планового объезда полей, которые, по подсказке передовых немецких земледельцев, опоясаны кольцом дорог, мы с Павлом Федоровичем возвращаемся в Бильдюги и любуемся целым поселком новостроек — семь домиков, сданных в прошлом году, уже пришлись новоселам по вкусу. Еще семь строятся и ждут своих хозяев. Тормозим у дома, куда только что подвезли холодильник «Атлант» и еще целую гору каких–то свертков и коробок. Знакомимся с хозяином, механизатором Александром Митченковым. Парню 25 лет, отслужил в армии, вернулся в родную деревню, полгода назад женился и получил от СПК трехкомнатный кирпичный коттедж.

— Вот, мебель собираем, где–то подкрашиваем, обои клеим, — смущаясь, проводит нас новосел по своим владениям.

— Александр, — спрашиваю я, — а правду говорят, что председатель ваш — человек жесткий и требовательный?

— А руководитель таким и должен быть, — отвечает мой собеседник. — Иначе ничего не добьешься.

Как выяснилось, уже после одного прогула нерадивый работник будет покупать у СПК сено и зерно за 25 процентов стоимости, тогда как прилежным трудягам эти блага достаются считай что бесплатно. Прогулял дважды — выложи 50 процентов, трижды — 100. Кого застанут на работе «под мухой», отчислят из коммуны без промедления — поработай, к примеру, годик без привилегий, а там поглядим, принять тебя обратно или нет. «Ни я, ни райисполком не в силах отменить решения коллектива, — говорит Пальчех. — Когда три года назад мы формировали состав коммуны, по каждой кандидатуре голосование устраивали. Тогда «не прошли по конкурсу» 24 человека. За нарушение дисциплины мы отчислили девятерых и шестерых приняли обратно. Кроме этого, 32 человека, не состоящие в коммуне, работают с СПК по договору найма». Председатель уверен, что система, не списанная откуда–то под копирку, а выработанная жизнью, полностью себя оправдывает. Люди задумываются над своим поведением, дорожат хорошим местом, стремятся получить престижную, высокооплачиваемую работу.

Одним днем не проживешь

Бильдюги, где сегодня живут 560 человек, — это центр сельсовета. В том, что к концу года здесь откроется агрогородок, у Пальчеха сомнений не возникает, но он уже смотрит в будущее. В начале 90–х в деревне начали было возводить банно–прачечный комбинат, но затем стройку заморозили. «А ведь там и баню сделать можно, — мечтает Павел Федорович, — и магазин, и оздоровительный центр, и гостиничный комплекс». Чтобы довести идею до ума, требуется ни много ни мало 500 миллионов рублей. «Меня эти цифры не пугают, — говорит председатель, — но я за то, чтобы расходы нес не только СПК, но и все заинтересованные ведомства: медики, торговля, образование...» Тем более что «Жвиранка» уже заказала проектную документацию на возведение банно–прачечного комбината.

Ежедневно хозяйство Пальчеха сдает государству по 12,5 тонны молока. Увеличив дойное стадо с тысячи до 1.500 голов, Павел Федорович рассчитывает достичь рубежа в 16 — 18 тонн, что ежемесячно будет приносить прибыль более 150 миллионов рублей. А если запустить собственное перерабатывающее производство, эти доходы вырастут вдвое. «Тогда я себя очень уверенно чувствовать буду, — подводит итог председатель, — тогда у меня возле правления не велосипеды, как сейчас, а джипы стоять будут».

Удивительно, но в XXI веке, во время повсеместного крушения старых кумиров и идей, Пальчех сумел создать образцовую коммуну. Мне показалось, что по сравнению с этим очередные проекты председателя выглядят гораздо менее фантастично.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter