В колхоз пришел инвестор.

Что изменилось?
Что изменилось?

Три года назад государство впервые дало добро на передачу колхозов в частные руки. Острое решение было продиктовано здравым экономическим расчетом — треть сельскохозяйственных предприятий страны работала с убытками. Долги некоторых в два, а то и в три раза превышали выручку от реализации продукции. От хронических невыплат зарплат и отсутствия перспектив страдали десятки тысяч людей. Для выхода аутсайдеров из финансовой дыры было предложено два способа: присоединение к экономически крепким хозяйствам и продажа новым собственникам. Инвесторы получили солидные преференции: отсрочку долгов, а при росте производства даже их частичное списание, уменьшение платежей в бюджет на сумму 150 тысяч евро при покупке техники и оборудования. Предложение вызвало интерес у предприятий, частных фирм, индивидуальных предпринимателей. Из 506 реорганизованных хозяйств 85 были переданы в частные руки. Почти 2 триллиона рублей, вложенные новыми хозяевами, помогли многим сельскохозяйственным предприятиям выйти из тупика. Однако наметилась и другая, менее оптимистичная тенденция: 4 хозяйства, переданные частникам, уже возвращены обратно в коммунальную собственность. Еще как минимум десятку из них районная «вертикаль» также желала бы сменить собственника. Почему?

...Около двух лет назад я приехала в деревню Толкачевичи Узденского района посмотреть, как живут крестьяне при новом хозяине. Сельскохозяйственный кооператив «Малиновый» был передан частному минскому предприятию «Даньков—клуб». Люди встретили меня в слезах. С приходом частника положение хозяйства стало еще плачевнее. Бизнесмен не только не вкладывал в него деньги, а, наоборот, обдирал как липку. Распродал скот, перестал засевать поля, платил мизерную зарплату, уволил половину работников...

— Такое не могло привидеться в самом страшном сне, за год все было разрушено до основания, — вспоминает начальник сельхозуправления Узденского райисполкома Михаил Круковский. — В прошлом году хозяйство передали в коммунальную собственность района. Теперь у него новое название, новый руководитель и, будем надеяться, новые перспективы. Всем районом восстанавливаем поголовье скота, ремонтируем комплекс по откорму КРС. Производственные показатели там уже пошли вверх. Но главное — у людей появилась уверенность в завтрашнем дне.

Да, рулить казино потруднее, чем хозяйствовать на земле. Интересно, как обошлись с убытками и пр. оставшимся после фиаско г. Данькова! Теперь в районе другая беда. Обвал начался еще в одном хозяйстве, переданном новому собственнику. ООО «Миндавг» в районе на последних позициях по производству молока. Впервые появились проблемы с выплатой зарплаты. Крестьяне озабочены поиском новой работы. Районная власть задумывается о передаче сельскохозяйственного предприятия другому собственнику.

— Тяжелая у нас ситуация, — вздыхает заместитель генерального директора ООО «Миндавг» по сельскохозяйственному производству Виктор Сыцевич. — Поначалу приход инвестора сулил прекрасные перспективы. Впервые за многие годы в хозяйстве появилась новая техника — комбайны, косилки, тракторы. Всего было куплено 30 единиц. Потом у головного предприятия в Минске возникли финансовые проблемы. В хозяйстве началась неразбериха... Дошло до того, что по решению суда за долги могут изъять технику. Если это случится, для хозяйства это будет катастрофой...

Бизнес — сложное дело. И от финансовых неудач, наверное, не застрахован никто. Но этот случай кардинально отличается от ситуации в «Малиновом». В отличие от Данькова, деньги на модернизацию сельскохозяйственного предприятия новым владельцем вложены немалые. Да и бизнес–план вполне толковый. Может, здесь стоит повременить с такой кардинальной мерой, как смена собственника? Мне удалось дозвониться до генерального директора ООО «Миндавг» Александра Трухановича и узнать, что он думает на сей счет.

— Да не собираюсь я отказываться, — сказал он. — А к районному руководству у меня есть встречные претензии. Смотрите. Новые владельцы изначально поставлены в неравные условия с колхозами. Нас обделяют топливом, минеральными удобрениями. От того объема государственной помощи, который выделяется колхозам, мы получаем в лучшем случае 5 — 7 процентов. При этом также жестко спрашивают за производство молока, зерна и т.д. Хотя валовые показатели — не самое главное. Важнее эффективность производства. А поднимать ее не всегда просто. Не так давно, например, мы договорились с австрийскими партнерами о строительстве рапсового завода. Для хозяйства это были бы живые деньги. К сожалению, проект не прошел согласования в облисполкоме. Кроме того, ООО «Миндавг» чьим–то росчерком пера исключили из программы валообразующих хозяйств, по которой мы получали минеральные удобрения на льготных условиях.

За три года и у инвесторов, и у местной власти накопилось немало взаимных претензий. Аграрное производство — само по себе непростое дело, зависимое от многих факторов. Месяц засухи может порой свести на нет многомесячную работу. Даже при вложении больших денег было бы глупо ждать сиюминутных результатов. Особенно там, где еще не так давно производство «лежало». Спешка с заменой одного собственника другим может дорого стоить. И сейчас есть хозяйства, нуждающиеся в капитальных вложениях. Инвестор, рискующий собственными деньгами, должен видеть перспективу и как минимум не опасаться, что при любом огрехе получит отставку. Но с другой стороны, и таких вопиющих случаев, как в «Малиновом», когда пострадали десятки людей (которых, наверное, сейчас трудно будет убедить в необходимости любой реформы), допускать тоже нельзя. Как быть?

— Конечно, далеко не все инвесторы оправдали надежды, — считает начальник отдела внедрения новых форм хозяйствования Минсельхозпрода Владимир Красовский. — Но и не всегда районные власти выполняют свои обязательства. Действительно, есть случаи, когда новые хозяйства обделяют материальными ресурсами, регламентируют их производственные планы. Недавно среди инвесторов было проведено анкетирование с целью выявить проблемы, мешающие их работе. Обобщенные результаты, которые мы получим через две недели, послужат отправной точкой для поиска компромисса интересов. Планируется реформировать около сотни предприятий. И передача их добросовестным, инициативным инвесторам остается одной из действенных форм.

Эти предприятия пришлось вернуть государству:

СПК «Великий лес», Быховский район — от ЧУПП «Новоагро» передано ОАО «Быховрайагропромтех».

СПК «Сивица», Воложинский район — от ЧУП «Сивица» — в коммунальную собственность.

Птицефабрика «Красноармейская», Кореличский район — от ОДО «Синий лен» — в коммунальную собственность.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter