«В Кливленде я думала о Бобруйске»

Недавно в двухнедельной поездке по США побывала группа представителей бизнеса нашей республики. В их числе – руководитель производственной фирмы «Алмаз», что в Бобруйске, Наталья Тимошенко, с которой встретился наш корреспондент

Недавно в двухнедельной поездке по США побывала группа представителей бизнеса нашей республики. В их числе – руководитель производственной фирмы «Алмаз», что в Бобруйске, Наталья Тимошенко, с которой встретился наш корреспондент. 

— Цель поездки – ознакомление с опытом работы женского бизнеса в США, — пояснила Наталья Геннадьевна. – Американская сторона и являлась инициатором поездки, подбор кандидатур вели республиканская ассоциация промышленников и предпринимателей, местные органы власти. Почему именно я попала в число участников поездки? Наверное потому, что наше предприятие образовано едва ли не с самого начала развития предпринимательства в республике, мы неоднократно выходили победителями городского и областного соревнований, отмечены дипломом как лучшие налогоплательщики. Словом, достижения имеем. Вот так я вместе с еще четырьмя представительницами нашей республики, кстати минчанками, поехала в Штаты. 

— Как вас встретили в Америке, вы увидели то, что ожидали, в каких местах побывали? 

— Встретили нас гостеприимно. В Вашингтоне поселили в трехзвездочном отеле, расположенном в двух кварталах от Белого дома. А за тем провели экскурсию по американской столице: были на Капитолийском холме, в музее астронавтики, на улице Тадеуша Костюшки, в других местах.  Небоскребы, ослепительная реклама… Однако меня удивило не это, а то, что в Америке много небольших уютных городов, застроенных одно- и двухэтажными коттеджами. Мы побывали в разных штатах. Добирались и самолетом, и на лимузине. Если нам необходимо было рано вставать, то могли перенести поездку на более позднее время. 

— Вы немало встречались с представителями бизнеса, беседовали. Как в Америке живется бизнесу и его представителям? 

— Как мы поняли, выживать в американском бизнесе труднее, чем в нашем. Там очень жесткая конкуренция. Она выбивает более слабых и оставляет более сильных. Причем, замечу, сильно развит малый бизнес по таким направлениям, как социальное, торговое, бытовое обслуживание населения (есть даже и такой – адаптация приезжих к  условиям жизни в Америке). Продажа продуктов, лекарств через Интернет-магазины – обычное дело. А как оказалось  – хороший бизнес! 

Очень много программ по поддержке бизнеса. Такое впечатление, что вся Америка заинтересована в том, чтобы развивать у людей способности к предпринимательству. Мы посещали организации, которые приглашают заниматься бизнесом, подсказывают, с чего и как начинать. Такие есть в каждом городе. Предприимчивых людей не выпускают из поля зрения и тогда, когда у них что-то не удалось: получится в другой раз! Изучение же основ бизнеса начинается в школе. Там выявляют талантливых детей. Развивают их лидерские качества через реализацию специальных программ, с участием успешных людей из бизнеса, политики. Лет с пятнадцати-шестнадцати молодые люди имеют свой бизнес, чем-то полезным для себя и общества занимаются, и прежде всего в компьютерной сфере. А потом вырастают в более крупных  фигур бизнеса. Государство заботится о деловых людях, они там окружены почетом и уважением. Сорок семь процентов бизнеса в Америке принадлежит женщинам. 

Где бы мы ни были, всегда хотелось перенять какой-то опыт, что-то лучшее, чтобы внедрить у себя. Однако и мысли не возникало остаться в Америке. И не только потому, что мы патриоты своей родины, а еще и потому, что понимали: кто за нас сделает? Все в наших руках. Была я в Кливленде, в других городах, а думала о Бобруйске… 

— А что для вас в Америке было эдаким диссонансом, расстроило, огорчило? 

— Да, в адрес хозяев я не могу сказать ничего плохого, они умеют принимать, организовывать. Но я о другом. В Америке мы видели немало бывших наших соотечественников, которые переехали за океан. Среди таких – профессор из Тампо, с которой нас познакомили. Ей тридцать один год. Сама из Ижевска. Приехала в Америку по программе обмена студентами. И… осталась на чужбине. Да, у нее дом, семья, престижная работа. Можно позавидовать. Но ведь как бы ее ум,  думаешь, пригодился на родине! Неужели, где лучше, там и родина? Я этого не понимаю… И не принимаю! 

— Вы присматривались к американцам, однако, наверное, и они – к вам. Не поступали ли заманчивые предложения остаться за кордоном или какие другие? 

— Да, американцам тоже было интересно узнать, что мы из себя представляем, как ведем бизнес, как строим отношения с государством. Наверное, у них были свои интересы. И скорее всего, что это так: американцы, как и все прагматичные люди, ничего просто так не делают. Ведь в Америке постоянная проблема с кадрами, специалистами разного уровня, их готовы в буквальном смысле этого слова покупать. И нам давали сайты, говорили, если есть на примете такие люди, они готовы их принять. Однако и мы не оставались в долгу, приглашали американцев в свой бизнес: нам нужны современные интеллектуальные программы. 

Один из американцев пообещал вложить средства в Бобруйск, но это предварительная договоренность. Распространяться о ней мы пока не будем. Но если задуманное осуществится, бобруйчане это ощутят. 

— Наталья Геннадьевна, и вот вы уже дома, как говорится, при исполнении своих обязанностей. Что новенького на вашем предприятии? 

— Буквально днями мы создали совместное белорусско-российское (пока не американское) предприятие «Алмаз-Люкс». Это, как считаем,  возможно, еще больше укрепит наше производство. Ведь к нам пришло более дешевое сырье, значительно расширили ассортимент производимой продукции – зеркал, стеклянной мебели (всего около ста наименований изделий). Сейчас работаем в три смены. Так что перспектива обозначилась. 

Что же до самой поездки, то ее еще предстоит анализировать, переосмысливать. Мы не прочь воспользоваться лучшим опытом, тем, что увидели за океаном. Для того, чтобы крепче была наша экономика, наша страна. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter