В клетки с норками не докладывают мяса, но докладывают... бюджетные деньги

НА ПУШНОМ аукционе в Хельсинки звероводы Белкоопсоюза в прошлом сезоне выставили 237 тысяч шкурок норки. Вся продукция была продана по самым высоким ценам: выручка составила 7,6 миллиона евро. Интерес проявили покупатели Китая, Греции, Турции, России, представители салонов моды Италии и Франции. Известные кутюрье и бизнесмены, работающие на мировом меховом рынке, отметили его высокое качество и товарные достоинства — густоту, блеск и шелковистость. Однако совершенно очевидно, что звероводческая отрасль может и должна работать с гораздо большей эффективностью, принося в бюджет страны весомый валютный вклад.

Но что тогда мешает нам производить не только пушнину, но и шубы с добавленной стоимостью и продавать их за валюту заграничным модницам?

НА ПУШНОМ аукционе в Хельсинки звероводы Белкоопсоюза в прошлом сезоне выставили 237 тысяч шкурок норки. Вся продукция была продана по самым высоким ценам: выручка составила 7,6 миллиона евро. Интерес проявили покупатели Китая, Греции, Турции, России, представители салонов моды Италии и Франции. Известные кутюрье и бизнесмены, работающие на мировом меховом рынке, отметили его высокое качество и товарные достоинства — густоту, блеск и шелковистость. Однако совершенно очевидно, что звероводческая отрасль может и должна работать с гораздо большей эффективностью, принося в бюджет страны весомый валютный вклад.

Кто в когорте игроков?

90 процентов всей пушнины производят семь зверохозяйств Белкоопсоюза. Остальное количество приходится на долю Минсельхозпрода и тройку небольших частных предприятий. Норка, по сравнению с лисой, песцом и енотом — один из самых выгодных и популярных видов пушнины не только в Беларуси. Издавна ее называли «мягким золотом». Так вот, в 2010 году зверохозяйства Беларуси произвели 730 тысяч шкурок такого «золота», что на 4 процента больше по сравнению с предыдущим. При этом прибыль составила свыше 7 миллиардов рублей.

Мы выращиваем восточно-европейский тип норки, длинношерстный, хорошего качества. Но этот мех подходит в основном для отделки воротников, манжет и бортов готовых изделий. Сегодня более дорогие, популярные и востребованные изделия — из скандинавской норки, поэтому хозяйства увеличивают поголовье зверей скандинавского типа: нынче из России и Польши завезено около 4 тысяч самок. В целом планируется ежегодно производить до миллиона шкурок. И это не предел. Пример тому Дания, которая производит более 10 миллионов норки, Финляндия — 3 миллиона, Германия, даже Польша уже начала обгонять нас.

Сезон, порода и миллион долларов

Проблемы накапливались десятилетиями. К 2000 году звероводческая отрасль пришла в упадок, значительно сократилось поголовье зверьков.

— Материально-техническая база изнашивается быстрее, чем мы ее успеваем поддерживать и обновлять, — рассказывает начальник отдела звероводства Белкоопсоюза Валерий Попченко. — Для нашей отрасли практически не выпускается оборудование: специальные клетки, сетки для норки. Единственный завод, построенный еще под нужды 700 зверохозяйств Советского Союза, сегодня производит норковой сетки явно недостаточно. К тому же пушное звероводство — отрасль сезонная. Шкурки пользуются спросом с сентября по январь, а самые большие расходы на корма — летом. Поэтому трудно обойтись без льготного или сезонного кредитования. Особое беспокойство вызывает кормление зверей и состояние кормовой базы. Цены на корма выросли более чем в три раза, а на меховое сырье — всего на 80—90 процентов. В структуре себестоимости шкурки затраты на прокорм в среднем по хозяйствам достигают 70 процентов. Тем не менее наши зверохозяйства активно ведут техперевооружение, в том числе и за собственные средства. Скажем, к декабрю планируем завершить строительство так называемой летней площадки, где будут содержаться до 80 тысяч зверей. Стоимость проекта — 18 миллиардов рублей. Проектируется перенос Гродненского зверохозяйства, так как оно находится в природоохранной зоне. Это уже будет современная механизированная ферма. Если сегодня нагрузка на одного зверовода 430 самочек, то новая ферма позволит увеличить ее в 2—3 раза.

Солидным толчком для развития отрасли стала помощь государства. За 2004—2010 годы звероводство получило 4,5 миллиарда бюджетных средств, которые направлены и на изменение породного состава зверей, их окраса. Завезено 35 тысяч норок, удельный вес которых к общему стаду составил около 16 процентов. Только Белкоопсоюзу в 2010 году оказана помощь в размере миллиона долларов. Так что государство вправе рассчитывать и на весомую отдачу.

Против шерсти...

Пушные зверьки, как известно, не любят, когда их гладят таким образом. Похожим свойством обладает и экономика: когда бизнес осуществляется вопреки разумным выгодам и дальновидным расчетам, особой эффективности ждать не приходится. Даже неискушенный читатель вправе задаться вопросом, почему мы экспортируем в основном пушнину, которая возвращается к нам в виде дорогущих готовых изделий — шуб и манто? Что мешает нам производить продукцию с добавленной стоимостью, то есть шить те же шубы и дорого продавать за валюту? Тем более что профессионалы пушного рынка считают греческие, китайские или турецкие шубы красивыми, но недолговечными. Белорусские же более теплые, их можно носить хоть 20 лет — они не вытрутся и не порвутся за три сезона. Ответ до банальности прост.

У единственного в Беларуси мехового производства не хватает сырья

Республиканское производственное унитарное предприятие «Витебский меховой комбинат» — единственное в Беларуси крупное государственное предприятие с полным циклом переработки — от выделки сырья до пошива готовых изделий и реализации. Последних десять лет комбинат практически балансирует на грани банкротства. Проблема — в отсутствии денег. Нужны они, чтобы купить шкурки, из которых потом можно шить шубы и за которые можно было бы получить деньги, чтобы купить шкурки. Год назад назначили нового директора, провели санацию, но и сегодня предприятию приходится платить по старым счетам.

— В 2006 году началась процедура санации для оздоровления финансового состояния комбината, которая завершилась в прошлом году, — рассказывает директор РПУП «Витебский мех» Сергей Лосев. — Но она не решила главную задачу — погашение задолженности перед кредиторами. По решению суда предприятие отпустили в свободное плавание, но сегодня задолженность исчисляется десятками миллиардов рублей. В то же время комбинат уже закрыл половину долга, открыты все расчетные счета, ежегодно обновляется около 60 процентов ассортимента. Спрос на нашу продукцию в разы больше, чем мы сегодня выпускаем. Именно по этой причине предприятие не занимается поставками продукции на экспорт. Внутренние потребности Беларуси закрываем пока только на 25—30 процентов. (При этом в республике не проводилось ни одного исследования рынка потребителей пушной продукции.) Да, валюта нужна и предприятию, и стране, но если я буду отправлять продукцию на экспорт, то наше место в Беларуси займут конкуренты. Поэтому принято решение обеспечить внутренний рынок Беларуси с последующим выходом на Российскую Федерацию.

С приходом нового директора перемены очевидны. Предприятие активно гасит долги прошлых лет, штрафы, направляет много средств на поддержание жизнедеятельности комбината. Что досталось, то досталось: износ основных фондов составляет 80 процентов. В рамках программы «Витебский мех», которая появилась в конце прошлого года, на меховом комбинате разработан план инвестиционного развития на 2011—2015 годы, предусматривающий вынос предприятия на новую площадку и строительство нового современного комбината для переработки всех видов пушного сырья, включая экспериментально-опытное предприятие по выработке кож.

— И все-таки главная проблема — сырье, — подчеркивает Сергей Лосев. — Зверохозяйства Белкоопсоюза продают его только по предоплате. В принципе, это понятно. В то же время у нас они просят продукцию на реализацию в свои универмаги. Без предоплаты, естественно. Поэтому крайне необходимо, чтобы мы сотрудничали взаимовыгодно. И потом, это вопрос государственный. Ведь если из проданных на аукционах норок выпустить шубу, то, естественно, добавленная стоимость увеличится в 3—5 раз, и приток валюты в республику был бы другой.

«Мы готовы купить у всех все шкурки»

По мнению директора предприятия, решение проблем — модернизация производства, налаживание маркетинга, расширение модельного ряда. Комбинат разработал инвестиционный проект стоимостью более 50 миллионов долларов, который предусматривает строительство современного энергосберегающего предприятия с собственной зверофермой. Кстати, на норковую шубу идет 30 шкурок, стоимость каждой из которых для комбината в среднем 60 долларов по рыночному курсу. Таким образом, 1800 долларов стоит только сырье. Но его надо переработать, сшить, плюс НДС и т. д. Что касается дикой пушнины, то до недавних пор закупки у охотников были практически сведены к нулю. Не было финансовых средств. Сейчас комбинат открыт для сотрудничества и с райпо, и с охотхозяйствами, и с фермерами по приему шкурок на переработку и просто на реализацию. «Витебский мех» готов покупать у всех и все, что есть.

Пока производственные мощности предприятия загружены на 30 процентов. Для полной загрузки необходимо не менее 60 тысяч штук невыделанных меховых шкурок в год. За 8 месяцев предприятием закуплено всего 8,5 тысячи шкурок, из которых отечественное сырье составляет только около половины. Поэтому, чтобы помочь комбинату выполнить производственную программу, концерн «Беллегпром» обратился в Белкоопсоюз с просьбой зарезервировать 35 тысяч штук норки забоя 2011 года.

Судя по тому, что среди производителей идет борьба за белорусскую шкурку, а среди денежных покупателей популярны лучшие образцы, изготовленные в этом секторе отечественной промышленности, зарабатывать на норковых шубах можно. Никаких препон для этого в белорусском законодательстве нет. Только подходить к делу нужно очень серьезно и ответственно: отстал по качеству, превысил по цене — и конкуренты тут же обойдут.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter