В классных тисках

Недавно в Москве на всероссийской конференции "Образование и воспитание детей и подростков" ученые и практики, врачи и учителя обсуждали одну из самых больных проблем нашего времени - здоровье подрастающего поколения в условиях все более ужесточающегося учебного процесса.
Недавно в Москве на всероссийской конференции "Образование и воспитание детей и подростков" ученые и практики, врачи и учителя обсуждали одну из самых больных проблем нашего времени - здоровье подрастающего поколения в условиях все более ужесточающегося учебного процесса. Участвовали в конференции и белорусские специалисты, причем с большой для себя пользой. Как оказалось, за последние годы российские коллеги шагнули далеко вперед.

Термин "школьные болезни" появился еще в XVIII веке. А в 1871 году при каждой гимназии и прогимназии появилась должность врача; разработанная российскими учеными идеальная модель классной комнаты отмечена медалями и дипломами многих выставок. К сожалению, давние проблемы и рекомендации остаются актуальными и в начале третьего тысячелетия - школьные болезни (близорукость, сколиоз, неврастения, анемия) не побеждены. В какой-то степени причиной тому - распад СССР. В свое время исследователи работали сообща, по единому плану. Затем суверенной Беларуси пришлось создавать свои нормативы и правила, дублируя российские, увы, не без ущерба для их качества. Безусловно, кое в чем наша система школьного образования превосходит российскую: на оптимальное число уроков физкультуры - три в неделю - мы перешли еще в 1990 году (Россия - только в нынешнем), раньше решились и на увеличение сроков школьного образования. И все же у россиян немало новаций, которые, на мой взгляд, заслуживают внимания.

Модернизация школьного образования никоим образом не должна сказываться на здоровье учащихся. Наоборот, нужны школы, его сберегающие. А как этого добиться, если сегодня с учебной программой справляется лишь от 15 до 30 процентов школьников? В России, например, любая инновация в образовательной сфере проходит 6-этапную гигиеническую экспертизу, во время которой выясняется, насколько новые требования школы соответствуют возможностям детей. В Беларуси эта процедура применяется от случая к случаю, яркий тому пример - перегруженные учебные программы колледжей и лицеев. На новом уровне работают у наших ближайших соседей и школьные врачи, как минимум обеспечивающие профилактику хронических заболеваний среди детей, как максимум предупреждающие возникновение "школьных болезней". Принят уже целый ряд соответствующих документов, и в результате нагрузка на школьного педиатра сократилась более чем в 2 раза, а в будущем, не исключено, в штате школ появится принципиально новая должность - заместитель директора по медико-профилактической работе. Мы же продолжаем работать по старинке, делая ставку на углубленные осмотры узкими специалистами. Лишь за каждой четвертой школой закреплен врач, да и тот при колоссальной нагрузке (2.500 учащихся на ставку) бывает на месте лишь 1 - 2 раза в неделю. Получается, "у семи нянек дитя без глазу" - за здоровье школьников в стенах учреждения, по большому счету, никто не отвечает. А ведь в Беларуси еще в 1990 - 1995 годах опробован метод "единого школьного педиатра". В Копыле, Дзержинске он позволил снизить заболеваемость в 4,2 раза. С мест до сих пор поступают просьбы укомплектовать школы врачами, оборудовать медицинские блоки, снабдить хотя бы минимальным набором медикаментов, провести курсы повышения квалификации не только для педиатров, но и для директоров, преподавателей физкультуры. Однако все предложения тонут в недрах министерств.

Нельзя не сказать еще об одном современном направлении - "школах здоровья". В Европе их уже целая сеть. В России создан национальный центр поддержки аналогичного проекта, разработаны научные основы, государственные приоритеты в этой области. Как результат - более 500 образовательных учреждений имеют статус "школ здоровья". В Беларуси вроде бы тоже что-то делается: опубликован проект концепции школы здорового образа жизни, налажены контакты с европейскими специалистами, накапливается методический материал, но медленно и не всегда эффективно. По большому счету, школа и профилактическая медицина по-прежнему идут рядом, а не вместе, как должно быть. Да, Министерство образования реформирует систему, но достаточно избирательно объединяет свои усилия с Минздравом. Иначе как объяснить, что в недавнем приказе "Об апробации и внедрении педагогических инноваций" из 29 тем только одна посвящена модели "школы здоровья", только в одной предусмотрено участие медиков?..

Сегодня много говорят о здоровом образе жизни - это и дань моде, и элемент государственной политики. Однако в школе давно пора переходить от слов к делу: без нового отношения, форм работы, нового уровня подготовки всех специалистов вряд ли можно изменить безрадостную картину состояния здоровья будущего нации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter