На будущей неделе российское телевидение начинает показ восьмисерийного фильма «Достоевский». Накануне премьеры корреспондент «СОЮЗа» пообщался с режиссером фильма Владимиром Хотиненко. Впрочем, разговор вышел далеко за рамки телефильма.
— Владимир Иванович, почему вдруг Достоевский?
— Фильм, который отнял у меня много сил, предложил снять телеканал «Россия». Я согласился: жизнь Достоевского так же интересна, как и его романы. К тому же хотелось сломать школьные стереотипы о писателе. И первое, что мне стало ясно: я ничего не знаю о Достоевском, хотя в школе был отличником. Я даже не представлял, какой чудовищной критике подвергался он при жизни. Достоевский любил читать свои произведения вслух — для чтения выбирал очень специфические куски. У него люди в обморок падали, когда он, например, читал «Пророка» Пушкина. Такой эмоциональный контакт был у него со зрителем.
— Кто из актеров задействован в фильме?
— Женя Миронов сыграл Достоевского. Когда я на пробах увидел его в образе, был поражен, насколько он похож на писателя. Чулпан Хаматова сыграла первую жену Федора Михайловича, Алла Юганова — вторую, Дарья Мороз — актрису Сашеньку Шуберт, Ольга Смирнова — Апполинарию Суслову, Лиза Арзамасова — будущего математика Ковалевскую. (Именно она представляла на недавнем фестивале «Золотой витязь» телефильм. — Прим. авт.)
— Известно, что вы любите работать на «Беларусьфильме». Почему?
— Там очень удобно. Снимать комфортно, на дорогах никаких пробок.
— А где вы снимали «Достоевского»?
— В Москве, Баден–Бадене. Женя Миронов, чтобы войти в образ, даже сыграл в рулетку в легендарном казино. Там же снимали встречи Достоевского с Тургеневым. Но в Германии в дом Тургенева, где он жил, нас не пустили — особняк закрыт для посещения.
Зеркало без героя
— Вы стали известны, сняв фильм «Зеркало для героя». Кто герой сегодня?
— В фильме Алексея Балабанова «Брат» главный герой — феномен, носитель национальной идеи. Герои вообще–то вырастают из идеи. В каждой своей картине я нащупываю героя. У нас нет национальной идеи, кроме победы в Великой Отечественной войне. Тут мент — герой, там — врач. Когда Достоевский написал «Преступление и наказание», на него обрушилась критика. Его стирали в порошок за то, что он опорочил студента и студенчество. Кстати, спасала его всегда публика. Публика его принимала. Я пытался прочувствовать то время через молодого человека.
— Что важно в истории?
— Что ты хочешь сказать. Историю надо внятно рассказывать: вот Раскольников только хотел убить старуху, а дальше пошли искушения.
— Существует мнение, что раньше патриотическое кино умели снимать, а сейчас нет?
— Была другая аудитория. Хотя я могу назвать патриотические фильмы, снятые сегодня, которые интересны молодежи. В этой сфере ищется еще язык.
— Как вы находите сюжеты?
— Я летел в самолете к родителям и в кармашке кресла обнаружил литературный журнал. Читаю сцену, как собака ползет к медведю, которому выстрелили в глаза, и вылизывает ему эти окровавленные глаза. Я нашел вторую часть произведения. Снял фильм «Рой». Потом я долгое время работал с Валерой Залотухой — от него многое шло. Помню, идем с ним по набережной Ялты, мелкий дождичек, — атмосфера очень важна — и он говорит, что у него есть идея: парень возвращается из афганского плена в деревню, но дело в том, что он там принял ислам. У меня волосы встали дыбом. Я ему сказал: «Пиши!» Так появился сценарий фильма «Мусульманин». Иногда я под себя что–то переделываю.
— Про что или кого вы не хотели снять кино?
— Никогда не хотел снять историю Гамлета.
Свобода для художника
— Андрей Тарковский говорил, что свобода художнику не нужна. Вы согласны?
— Свобода внутри тебя. Андрей Рублев творил в условиях жесточайшего канона и создал «Троицу». Почему все поблекло сейчас? Когда все разрешили, внутренний контроль ушел.
— Что вас удручает?
— Кризис идей. Отсутствует кино с молодежной тематикой: то, что происходит с вами, с вашими друзьями. Сегодня пантеон великих режиссеров — Феллини, Антониони — закрыт. Ключ выброшен.
— Что вы считаете поворотным в вашей жизни?
— Мне реально страшно, что я чуть не свернул в сторону. Был такой момент. Я окончил Свердловский архитектурный институт, после чего устроился работать... художником–постановщиком на киностудию. А мог бы стать краснодеревщиком!
— Что важно в профессии режиссера?
— В кино нужно быть сумасшедшим. Идти на жертвы.
— Что для вас является мерилом успеха?
— Важно любое поощрение. Зачастую важен кассовый сбор. Награды. Но для меня важно мое ощущение того, что я сделал.
— Снимали черно–белое кино?
— У меня есть черно–белое кино. Пересматриваю и плачу. Для меня было трагедией перейти с пленки на цифру. Но технологичное кино не мое. Я верю, что пленка хранит эмоцию.
— Хотели бы вы снять фильм в формате 3D?
— Я бы попробовал, если бы был материал не для аттракциона.
Фильмы о фильмах
— Что ждет от кинематографа нынешняя молодежь?
— Молодежь не любит наше отечественное кино. В советские времена снималось до 300 фильмов в год. Бюджет нынешнего нашего кинематографа равен бюджету одного «Шрэка». При этом только молодежь может переломить ситуацию, когда на нашем рынке лишь 12 процентов фильмов — российские.
— Виновато ли телевидение, что наш зритель не хочет идти в кинотеатры?
— Телевидение спасло наш кинематограф, дав многим режиссерам возможность снимать фильмы хотя бы в телеформате. В Америке телевизионный и кинематографический миры практически не смешиваются. У нас же люди часто, говоря о кино, подразумевают телевизионные проекты. Потому что одни и те же актеры снимаются и для телевидения, и для кино. И очень часто телевизионные недостатки зрители приписывают кино.
— Какой вы фильм смотрите в трудные минуты?
— Люблю смотреть фильмы о фильмах. Мне почти 60 лет, и я до сих пор учусь. О том, как снимался фильм «Апокалипсис» Копполы, снят полнометражный фильм «Сердце тьмы». Когда ощущаю одиночество, смотрю этот фильм.
— Что думаете о морали и долге художника?
— Если мы сеем зубы дракона, вырастет дракон, а не васильки...
Знаете ли вы?
Два своих последних художественных фильма Владимир Хотиненко снял в Беларуси — историческую драму «1612» под Смолевичами и фильм о судьбе Псковской православной миссии в годы Великой Отечественной войны «Поп» под Минском.
Фильм «Поп» открывал Минский международный кинофестиваль «Лiстапад».
Парламентское Собрание Союза Беларуси и России наградило оператора фильма «Поп» за высокий профессионализм, а жюри международного фестиваля «Золотой витязь» присудило этому фильму Гран–при.
В фильме «1612» российские актеры Пореченков и Башаров сыграли воевод, а роли бояр достались белорусским актерам.
Учеником Владимира Хотиненко является молодой московский режиссер Александр Котт, снявший фильм «Брестская крепость».
Татьяна Хорошилова