В киберспорте побеждает человек

Открывая рубрику с таким названием, мы видели среди ее читателей не только абитуриентов и студентов. Публикуемые в ней материалы будут интересны всем, кто живет с открытым сердцем, задает вопросы и ищет ответы, ставит цели и выводит траектории их достижения.Настоящий геймер обладает стопроцентным зрением, обостренным чувством локтя и способностью удлинять свои сутки на несколько дополнительных часов.

Михаил ШКУТ — это “четыре в одном”. Студент, администратор фирменного магазина “Витязь”, курсант автошколы выходного дня и геймер. Компьютерный  мир знает его как одного из участников белорусской сборной по киберспорту, которая через месяц поедет на гранд-финал Всемирных компьютерных игр в американский Сиэтл. Он боец минской команды Ultimo, выступающей в номинации Сounter Strike. В команде кроме Михаила четыре молодых человека — Сергей Талейко, Игорь Савостенко, Евгений Шульженко и Владимир Дедков.
Сounter Strike, переименованная русскоговорящими геймерами в “Контру”, в мире уже намного более популярна, чем старый добрый футбол. В России, например, на 16 миллионов играющих в “Контру” приходится всего 3 миллиона футболистов. Меня, как представителя поколения родителей, этот факт беспокоит: при помощи “Контры” ежедневно проливают реки вражеской крови все известные мне подростки, включая родного сына. В моем детстве игры были понятнее: девочки чинно прыгали в “классики”, мальчики носились с деревянными пистолетами, бескровно изображая войну с немцами.
— С тех пор ничего не изменилось: Сounter Strike — та же “война”, только на качественно новом уровне, — успокаивает меня киберспортсмен.
—  Но наши мальчики, помнится, расставались со своим оружием еще на средней школьной ступени, а ваши никак не выйдут из игры...
— Может, потому, что их игры не открывали возможностей, которые предоставляет киберспорт? Я, например, в качестве геймера поездил по всему СНГ, побывал во Франции, Италии, в октябре отправлюсь в США. Согласитесь, что не каждый студент может себе позволить путешествовать, знакомиться и общаться со сверстниками из разных стран.
— Я соглашусь и с тем, что не каждый студент, особенно работающий, может позволить себе играть. Если будние дни отдавать работе, выходные — автошколе, а вечерами превращаться в заочника Международного гуманитарного экономического института, то когда ходить в компьютерный клуб?
— С 7 утра до 12 ночи меня нет дома, а во время сессий беру отпуск за свой счет, — подтверждает Михаил. — Спать приходится по пять-шесть часов, но несколько дней в неделю мы обязательно играем в клубе.
При том, что Михаил играет уже 7 лет, его жизнь изобилует маленькими победами на реальных, а не виртуальных фронтах. Старшеклассником увлекся географией — его научная работа дошла до уровня городской научно-практической конференции. Устроился в магазин помощником продавца — через год, постигнув искусство контактировать с людьми, стал администратором. На четвертом курсе института будущий психолог Михаил Шкут уже успел получить опыт работы в радиожурналистике и первое серьезное предложение от работодателя — завуча своей школы. Над перспективой вернуться в школу в новом качестве он пока раздумывает: смущает материальный аспект.
Киберспортсмены — народ амбициозный. Еще школьником мой собеседник увидел, как захватывающе разворачиваются события на мониторах и сколько эмоций переполняют игроков. Ему захотелось играть. Потом — стать лучшим геймером в своей стране. В 2002 году программа “Намедни” показала репортаж о триумфе на мировом финале российской команды по Сounter Strike. В тот вечер у Михаила появилась мечта — съездить на финал Word Cyber Games. В 2006-м эта мечта впервые осуществилась. Правда, белорусские новички там выступили не слишком убедительно. Команда Ultimo до сих пор поминает судью из Малайзии, который дисквалифицировал их во время одного из поединков “за разговоры после смерти”. В Беларуси во время Национального финала это правило игры соблюдается не слишком жестко, хотя за ненормативную лексику игроков наказывают строго.
— Семь лет — достаточный срок, чтобы осознать, как изменила тебя игра...
— Наверное, я стал более ответственным, потому что от каждого игрока зависит судьба команды. Безусловно, научился чувствовать людей, которые рядом, и обдумывать каждый свой шаг. Геймеру нужны мозги — в отличие от тех молодых людей, которые проводят свое время на скамейках, за бутылкой пива и пустыми разговорами.

А что вы скажете на это?

— Спорт должен укреплять здоровье, а киберспорт его отнимает.
— Все зависит от человека: подорвать здоровье можно, занимаясь любым видом спорта. В киберспорте как раз вероятность травматизма невелика. Опыт нашей команды показывает, что, если играть грамотно, проблем со здоровьем не возникает. Всем участникам Ultimo удается сохранять стопроцентное зрение.
— Геймеры, проливая реки крови, избавляются от избытка собственной агрессии.
— В Сounter Strike нет мотива убить как можно больше”. Секрет популярности этой игры, на мой взгляд, в другом. Она командная, а взаимодействие с людьми — самое интересное в жизни вообще и компьютерных играх в частности. К тому же она достаточно реалистичная и включает соревновательный момент.
— Игроки спасаются в виртуальном мире от реальности и в конечном итоге полностью теряют способность к социальной адаптации.
— На Западе этого стереотипа уже нет: все известные игроки прекрасно устраиваются в жизни. Наша команда объединила людей разных специальностей: автослесаря, сотрудника МВД... Один из бойцов учился на программиста, но сейчас поет рэп, а самый молодой нынешним летом поступил в вуз и намерен освоить специальность “менеджмент”. Я вижу свое будущее связанным с психологией.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter