В художественной галерее «Университет культуры» открылась выставка акварелей Гунефы Матюшенковой «Субъективное в объективном»

80 работ, созданных за 30 лет, —слишком много для небольшой галереи. Но художнику из глубинки, не состоящему в Творческом союзе, не так уж часто выпадает случай полномасштабно показаться в столице.

Гунефа Матюшенкова с ученицей Еленой Леонович готовят подарок для Президента, Дажынки-2005.
Фото из архива Евегении Матюшенковой.

  В творческом багаже Гунефы Матюшенковой нет монументальных полотен во всю стену. А ранние ее работы миниатюрны, как она сама.

— Они маленькие, потому что семья, маленькие дети, много забот и мало места в двухкомнатной квартире, — с улыбкой объясняет она. 

Удивительно, как ей вообще удается выкраивать время и место для творчества. 

— Частенько случается, что хорошие, интересные художники, с головой окунувшись в педагогику, забывают о себе, — сетует искусствовед Лариса Финкельштейн. — А Гунефа Матюшенкова реализовалась и как художник, и как прекрасный преподаватель. Здесь одно помогает другому. 


Больше 30 лет Гунефа Федоровна преподает композицию в Слуцкой детской художественной школе. Один за другим ее ученики становятся лауреатами международных конкурсов, стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Они побеждают не только на отечественном «КрасаWEEKе», но и на престижных конкурсах в далеких и ближних странах. 

В 2000 году Гунефа Матюшенкова удостаивается Специальной премии Президента Республики Беларусь «За воспитание творческой молодёжи», а в 2011 году ее награждают медалью Международной академии культуры и искусства «Во имя жизни на Земле».

Можно долго рассказывать о ее замечательных методиках и необыкновенных проектах. А самый яркий эпизод в ее преподавательской жизни — картина для Президента, которую они рисовали вместе с ученицей Еленой Леонович в далеком 2005 году, когда Слуцк принимал у себя «Дожинки», и к этому событию было приурочено открытие Слуцкой картинной галереи.


— Хорошо помню волнение, которое мы испытывали, — рассказывает Гунефа Федоровна. — Пытались быть спокойными, но не получалось, ответственность сковывала... Вы не поверите, тогда мне пришла идея разговаривать на белорусском языке. И это сработало: мы обе успокоились под мягкую мелодичную беларускую мову. 

Гунефа Федоровна работает в самых разных жанрах декоративного искусства, начиная от мини-гобеленов и заканчивая вышивкой и керамикой.

Но главная ее профессия — акварель. Недаром она окончила художественно-графический факультет Витебского педагогического института, где учились многие выдающиеся художники. Были и выставки — в Слуцке, Минске, Могилеве.

Гунефа Матюшенкова. Весенняя каллиграфия. Бумага, акварель. 2017.

Но сейчас особый момент. 

—Я решила подвести итог и сама напросилась на выставку, —рассказывает Гунефа Федоровна. —Меня поставили в очередь, и очередь пришла в нужное время. Я заканчиваю работать с детьми. Но я точно знаю: когда закрывается одна дверь, открывается другая. 

Детство Гунефы Матюшенковой прошло на хуторе Гравжи Ошмянского района, среди лесов и болот. Не отсюда ли ее умение через явления природы живописать жизнь человеческой души? Причем саму природу она не рисует: 

— Все, что вы здесь видите, рисовалось не с натуры. Оно как-то само из меня выходит, из ощущений прожитой жизни. Это мой субъективный взгляд, мое восприятие того, что вокруг меня.

Гунефа Матюшенкова. Пейзаж с танцующими деревьями. Бумага, акварель. 2018.

Она рисует мысли, чувства, ощущения, воспоминания. Сам процесс протекает абсолютно импульсивно:

— Я даже не могу объяснить, как рождается работа. Я беру краски и не знаю, с чего начну.

Любимое явление природы — гроза. Она же — самое сильное впечатление ее хуторского детства: 

— Я одна, и надвигается огромная-огромная туча. Я знаю, что это опасно. И я бегаю по двору, глазами ищу, когда же придет кто-то из взрослых.

Гунефа Матюшенкова. Забытое.Бумага, акварель. 2019.

Но гроза —это еще и повод для философии:

— Вы, наверное, видели, как замирают деревья перед грозой. Ни один листочек не шелохнется! Точно так же и человек перед жизненной бурей — у него замирает душа. Я уверена, что природа переживает то же самое, что и человек. Природа больше чувствует, чем человек, который ушел от своей человеческой сути. 

А вот философия корней, запечатленная в акварели «Корни… Жизнь продолжается»:

Гунефа Матюшенкова. Корни… Жизнь продолжается. Бумага, акварель. 2018.

 — Жалко деревья! Но смотришь, среди выкорчеванных корней пробивается росток. Где корень, там росток, где росток, там новая жизнь. 

Все это очень близко к белорусской народной поэзии. И даже цвет ее картин, по меткому наблюдению культуролога Рады Спото, абсолютно белорусский. Синева небес и воды, неяркая зелень лесов, коричневый цвет древесины, розовощекость восходов и закатов… Это не просто краски земли, а оттенки настроений. Это палитра белорусской души, запечатленная кистью художника. И неважно, далеко ли от столицы он живет и много ли у него регалий. Гораздо важнее, что его искусство находит отклик в человеческих сердцах.

Гунефа Матюшенкова. К исповеди. Бумага, акварель. 2019.

…Кстати, как раз в эти дни в Италии проходит фестиваль акварели «Урбино-2019», и одна из шести работ, представленных белорусской командой, — акварель Матюшенковой.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter