Почему металлолом бесхозно лежит в сельхозпредприятиях

В хозяйстве пригодится

Перед сдачей списанной техники в утиль из нее извлекают все мало-мальски ценное
СДАЧА бэушного железа в утиль дело полезное — мехдвор очищается от ненужного хлама. Ржавые прицепы и плуги, цепи и каленвалы, которые никому не нужны, начинают «работать» и приносить прибыль. Хозяйство получает деньги и может себе купить новые запчасти. Но всегда ли железный промысел  выгоден, почему ржавеющий  металл не торопятся сдавать в утиль? Откуда в хозяйствах горы старых запчастей и почему они лежат месяцами?



ГЛАВНЫЙ инженер ОАО «Жатерево» Столбцовского района Денис Скачко поясняет, что отживший свой век металл складируют на окраине машинно-тракторного парка. Не один месяц проходит, прежде чем скапливается партия для отправки. Минимальное количество — не меньше двух тонн железа. 

Что идет в отходы? В прошлом году на ферме «Савони» провели реконструкцию. Установили новые поилки, старые отправили в утиль. Изменилась на ферме и система навозоудаления. Части бывшей в употреблении можно видеть тоже в качестве лома.  

Капот от старенького «Беларуса», котел, вал навозоразбрасывателя. Явный хлам, чего-то хоть условно пригодного не видно. Оно и неудивительно. Как говорят в хозяйстве, если один трактор сломался, то прежде чем покупать новую запчасть, ее постараются отыскать на ранее списанной технике. 

К примеру, в тракторе износилось колесо. Новое обойдется в  шесть миллионов рублей. Если сдать на металл весь «МТЗ-80», то на вырученные деньги можно купить одно-два колеса. Ну а если в запасе завалялись где-нибудь двигатель и передний мост, и их можно поставить взамен сломавшихся — это уже более ста миллионов рублей экономии. 

Разбирают совсем старые, никуда не годные авто. Недавно из сельхозфилиала «Аталезь-Агро» отгрузили пять тонн металла. В утиль отправили «ГАЗ-53» 1983 года выпуска и прицеп 1988-го. Самосвал использовали на подвозке минеральных удобрений. Провели дефектовку, оказалось 90 процентов узлов выработали ресурс. В конце прошлого года машину списали, а весной разобрали на запчасти. Все что осталось для сдачи — рама и кабина. Аналогичная история с прицепом, у которого вырезали автогеном дно, сняли оси, колеса,  его загрузили в один кузов с остатками автомобиля. Логика понятна: в хозяйстве все сгодится. 



Кстати, оформить документально для сдачи металл не так просто, как может показаться. Нужно провести едва не исследовательскую работу. Занимается ею или  главный инженер или ответственный специалист. Сначала технику списывают. В бухгалтерии разбираются  с амортизацией. Затем главный инженер должен провести дефектовку: проверить узлы и агрегаты. Доказать тем самым, что большинство запчастей не годны к использованию. И только после этого составляется  акт списания. Под ним должны подписаться 6 человек.   После этого все, что останется от техники, отправляется на специально отведенное место.

Через два дня после заказа за металлоломом приедет автомобиль с базы вторчермета. Без документов, кстати, его не примут. Поэтому кладовщик или ответственный должен выписать и передать водителю товарно-транспортную накладную, где будет  указана «история» появления металла. 

Транспорт для перевозки металла — манипулятор МАЗ — предоставляет пункт приема в Столбцах ОАО «Белвторчермет». Водитель Геннадий Шестак замечает, что доставляют лом 3 единицы техники — 2 манипулятора и один полуприцеп. Иногда одна машина по два-три рейса в день делает. География — хозяйства Столбцовского и ближайших районов.

Хотя, как отмечает водитель, сейчас в хозяйствах металла гораздо меньше. Это лет 6 назад технику резали на железо массово, некоторые сельхозпредприятия списывали в год по 5—6 «Донов». Сейчас вся техника новая, массовой сдачи нет.  

Заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Столбцовского райисполкома Сергей Ермакович пояснил корреспонденту «СГ», что план сдачи металла в прошлом году был 685 тонн, в этом гораздо меньше — 548. Надо сказать, что к этому времени  все 13 хозяйств в этом году уже выполнили его на 40 процентов.  

КАКОВА цена вопроса? В пункте приема в Молодечно называют цену за смешанный металл — 590 175 белорусских рублей за тонну. Он не отсортирован по классам и видам, который хозяйства обычно и сдают. У Вторчермета закупочная цена меньше — 531 151 рубль, если с предоставлением своего автомобиля.       

За металл сельхозпредприятие может получить наличные или на вырученную сумму взять необходимые запчасти, аккумуляторы, покрышки. Такие услуги предлагает ОАО  «Гомельхимторг». У предприятия — склады на фирмах под Минском и Барановичами. Через три дня после сдачи металла хозяйство уже может приобретать запчасти. 

Но иногда проблема в том, что получить компенсацию — деньгами или запчастями — сельхозпредприятие не всегда может. Банковские счета примерно 50 процентов хозяйств — партнеров ОАО «Белвторчермет» — арестованы. Среди причин — неуплата кредитов и других обязательных платежей. Разблокировать можно, только погасив задолженность. А вот   одно из хозяйств, у которого счет не арестован, буквально на днях за  вырученные от сдачи металла 15 миллионов приобрело колеса для автомобилей и прочие нужные вещи 

Заместитель генерального директора по заготовке ОАО «Белвторчермет» Владимир Ковалевский замечает, что задержки с расчетом, когда вместо обещанных 30 ждать приходится  100 дней, на что  жалуются руководители сельхозпредприятий, случаются не по вине заготовителей. Весь металл  поступает на Белорусский металлургический завод для переработки. И если у предприятия есть деньги, оно рассчитывается.  Учитывая непростую финансовую обстановку, это не всегда происходит.

КАК видим, дворцы на сданные от металла деньги хозяйство не построит. Но, согласитесь, и новое колесо для трактора, который в эти дни должен пахать и сеять, очень даже кстати. 

Вот и в хозяйства Копыльского района на днях поступило более 100 миллионов рублей за сданные 200 тонн металла. Деньги поступили на счета, следующие партии металла хозяйства будут отоваривать запчастями.

kovalev@sb.by 

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter