Что мешает хозяйствам Брестчины обновлять машинно-тракторный парк

В ход идут одни «старики»

В СПК «Обровский» Ивацевичского района все шесть комбайнов, которые задействуют на уборке зерновых, уже стоят на линейке готовности. Зерновые и зернобобовые занимают в хозяйстве около 1700 гектаров, нагрузка на одну машину меньше трехсот гектаров, что для современной техники не так и много. Однако и немало: если учесть, что некоторые комбайны убирают хлеб уже около десятка лет.



ПОСЛЕДНЮЮ машину КЗС-1218 в сельхозкооперативе приобрели три года назад. Остальные на ходу от 5 до 9 лет. Недавно решили взять новый агрегат, хотя бы один на первое время. Но оказалось, что сделать это не так просто. В нескольких лизинговых компаниях, куда обращались, ссылались на проблемы с поставкой сельхозтехники. И до сих пор неизвестно, повезет ли СПК получить до жатвы новый комбайн или же придется рассчитывать только на «стариков».

Председателя сельхозкооператива Александра Полуяновича вопрос обновления техники с каждым годом волнует все больше. Если еще 3—4 года назад СПК с завидной регулярностью пополнял машинно-тракторный парк, то в последнее время такие приобретения очень редки. К примеру, трактор «Беларус-2522» уже десять лет на ходу. Зимой делали капитальный ремонт его двигателя и других узлов. Машина теперь исправна, но в хозяйстве считают, что лучше было бы ее списать и приобрести взамен новую. К сожалению, такая покупка небольшому сельхозпредприятию не по карману.

В «Обровском» есть и «Беларусы» других модификаций, которые выполняют основной объем сельхозработ. Однако они эксплуатируются от 3 до 7 лет и вот-вот выработают свой ресурс. В хозяйстве давно уже возникли бы проблемы с техникой, но пока выручают ответственность и опыт механизаторов — поломки, к счастью, случаются нечасто. Но обновлять ее в любом случае придется. Где брать средства? Ответить на этот вопрос в СПК не могут.

Такая проблема характерна не только для СПК «Обровский», но и для многих ивацевичских сельхозорганизаций. В прошлом году, к примеру, в регион поступил всего один зерноуборочный комбайн — КЗС-1218. Он пополнил парк СПК «Квасевичи». Новая машина великолепно зарекомендовала себя на жатве. В то же время в хозяйстве не торопятся списывать две старенькие «Лиды-1300», каждая из которых «отпахала» на уборке по полтора десятка сезонов. Экипажи Сергея Куксы и Александра Счастного на этих машинах выходили в лидеры не только в своем коллективе, но и на районном уровне. И в предстоящую страду снова сядут за их штурвалы.

Впрочем, главный инженер СПК «Квасевичи» Александр Мергес убежден, что технику периодически нужно не только обновлять, но еще больше — беречь. Механизаторы трудятся на «Лидах» с того дня, как получили от них ключи. И наверняка без проблем отработают еще не один год.

Что до новой техники, то по мере возможности в «Квасевичах» ее покупают. Недавно через «Промагролизинг» приобрели кормоуборочный комбайн КВК-800. Получили такую возможность по конкурсу, пройдя через довольно сложные критерии отбора.

Главное требование — платежеспособность, отсутствие долгов, просроченных кредитов. По условиям лизинга необходимо сразу внести авансовый платеж — 10 процентов от стоимости техники, 2 процента годовых составляет вознаграждение лизингодателю. Плюс банковская гарантия (залог, поручительство) при необходимости. И ежемесячные расчеты за приобретенную технику, которые должны производиться исправно, без сучка и задоринки.

Не каждая организация потянет такие расходы. Вероятно, и по этой причине энергонасыщенных тракторов хозяйства Ивацевичского района в прошлом году не покупали, ограничившись более простыми и дешевыми модификациями. Практически не обновлялся и автомобильный парк. В нынешнем году, судя по всему, ситуация кардинально не изменится. Техника приобретается в ограниченных объемах.

В Ивацевичском райсельхозпроде такое положение дел не считают критичным. Наоборот, опыт 2010—2012 годов, когда новые машины в хозяйства поступали массово, показал, что кое-где к их эксплуатации стали относиться безответственно. Доверяли технику кому попало, передавали ее из рук в руки. В результате участились поломки, нередко сложные механизмы и узлы выходили из строя. Когда «баловать» сельхозпредприятия перестали, спрос за состояние техники там стал жестче. Можно не сомневаться: в какой-то мере это позволит продлить срок ее службы.

В ОАО «Агрокомбинат «Мир» Барановичского района на собственном опыте убедились, что крепкий машинно-тракторный парк необходим. В последнее время здесь провели настоящее техническое перевооружение, закупили десятки современных высокопроизводительных машин. Ставку сделали на отечественных производителей, у которых и продукция дешевле, и наладить сервисное обслуживание проще. На такой шаг руководство сельхозпредприятия вынудило пойти то обстоятельство, что прежде новой техники приобретали немного. Ремонтировали старую, на что тратили миллиарды рублей. Латали одни узлы, после очередных поломок переходили на другие. Получался своеобразный замкнутый круг, разбить который помогло кардинальное обновление машинно-тракторного парка. И машинный двор привели в порядок. По итогам минувшего года он стал лучшим в Брестской области. Тогда открытое акционерное общество приобрело больше полусотни единиц техники, в нынешнем году  — уже пятнадцать.

Директор предприятия Иван Клишевский предпочитает не говорить, каких усилий и нервов это стоило ему и специалистам. Сколько разных вопросов приходилось согласовывать, просить, гарантировать, ручаться. Результат, на его взгляд, заключается в том, что механизаторы, водители работают на современной технике. Для полного комфорта не хватает разве что двух новых автобусов, чтобы подвозить людей на производственные участки, и грейдера — ровнять дороги. Но и эти проблемы удастся решить, убежден Иван Клишевский.

Что получили в «Мире» от обновления машинно-тракторного парка? Во-первых, существенную экономию на ремонте. Во-вторых, экономию горюче-смазочных материалов, строгий учет каждого литра топлива. Ведь его расход на новых агрегатах ниже. В-третьих, ответственность работников за каждую вверенную им машину. Если случается поломка, инженерная служба детально разбирается, кто в ней виноват. Брак производителя — отправляют претензии в дилерский центр или на завод. Упущение своих специалистов — им и отвечать. При таком подходе каждый заинтересован относиться к технике ответственно и бережно.

Как бы ни было сложно, наверное, опыт таких сельхозпредприятий, как «Мир», следует перенимать многим хозяйствам. Если техника выработала положенный срок, куда накладнее будет ее восстанавливать, чем купить новую. Чем современнее машины, тем они производительнее, удобнее и практичнее. Другой вопрос, что цены кусаются. На это, впрочем, аграрии нарекают постоянно. Говорят и о диспаритете цен, который только увеличивается, о неподъемных кредитах и массе других проблем, с которыми приходится сталкиваться.

В ПОСЛЕДНЕЕ время техника на Брестчине обновляется слабо. Многих успокаивает то, что есть запас прочности с прошлых лет, когда комбайны, тракторы, автомобили, посевные агрегаты и другие сельхозмашины поступали в хозяйства сотнями. В прошлом году аграрии приобрели лишь 20 зерноуборочных комбайнов, около 15 энергонасыщенных тракторов, небольшие партии другой техники. С учетом того, что машинно-тракторный парк не так давно был обновлен, проблема поставок новых тракторов, автомобилей, комбайнов, посевных, почвообрабатывающих агрегатов не стоит остро. Но так обстоит дело на сегодняшний день. Завтра все может измениться.

Заместитель председателя Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Александр Дорошенко отмечает, что покупать машины большинству сельхозпредприятий просто не на что. Таким образом, проблема постепенно усугубляется. И начинать решать ее нужно теперь, не откладывая на завтра, в ожидании лучших времен.

kurec.a@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter