В каждой крупной деревне есть теневой перевозчик?

ВСЕ МЫ время от времени пользуемся услугами извозчиков-нелегалов, предпочитая им, иной раз по необходимости, официальные автобусы или маршрутки. Работают они открыто, почти не таясь, причем в любом районе республики, обещая домчать до любого пункта назначения с комфортом и ветерком. Пользуемся, но все ли понимаем, что, согласившись на «левый» провоз, попутно оставляем государство без налогов, которые ушлые извозчики платить не изволят, а еще рискуем не только своим деньгами, но и здоровьем, а то и жизнью? Ведь, в случае совершения ДТП по вине такого водителя — а ГАИ их регулярно фиксирует, предъявить ему претензии и возместить ущерб почти невозможно. Нелегалы нередко управляют старыми автомобилями (часто – совсем рухлядью), они навязчивы и откровенно перекупают у надежных водителей автопарков потенциальную клиентуру. Плюс и в отдаленные деревеньки везут неохотно. Что могут противопоставить им наши автопарки и контролирующие органы? Какую нелегалы несут ответственность и что нужно предпринять, чтобы сделать этот частный, но не честный извоз невыгодным для обеих сторон? Об этом – наша сегодняшняя тема.

Некоторые нетрудоустроенные сельчане таксуют на транспорте. Где границы между частным и честным извозом?..

ВСЕ МЫ время от времени пользуемся услугами извозчиков-нелегалов, предпочитая им, иной раз по необходимости, официальные автобусы или маршрутки. Работают они открыто, почти не таясь, причем в любом районе республики, обещая домчать до любого пункта назначения с комфортом и ветерком. Пользуемся, но все ли понимаем, что, согласившись на «левый» провоз, попутно оставляем государство без налогов, которые ушлые извозчики платить не изволят, а еще рискуем не только своим деньгами, но и здоровьем, а то и жизнью? Ведь, в случае совершения ДТП по вине такого водителя — а ГАИ их регулярно фиксирует, предъявить ему претензии и возместить ущерб почти невозможно. Нелегалы нередко управляют старыми автомобилями (часто – совсем рухлядью), они навязчивы и откровенно перекупают у надежных водителей автопарков потенциальную клиентуру. Плюс и в отдаленные деревеньки везут неохотно. Что могут противопоставить им наши автопарки и контролирующие органы? Какую нелегалы несут ответственность и что нужно предпринять, чтобы сделать этот частный, но не честный извоз невыгодным для обеих сторон? Об этом – наша сегодняшняя тема.

Водители легковых иномарок едут перед рейсовым автобусом и забирают в деревнях с остановок пассажиров. Те платят за дорогу столько, сколько стоит официальный билет. Подсчитано, что один рейс таксисту приносит более 350 тысяч рублей выручки. Кроме того, что незаконный извозчик отбирает хлеб у водителей автопарка, так он еще и налоги не платит.

Но кто даст гарантию, что такая поездка окажется безопасной? Тем более зимой, в гололедицу… С нелегалами, впрочем, сам не езжу, но однажды откликнулся на их предложение.

— До Махновичей довезете? — интересуюсь. (Это деревня в двадцати километрах от Мозыря.)

— Нет, только до конечной. Если тебе до деревни, лучше садись в автобус.

Потеряв ко мне интерес, таксист уже разговаривал с новым претендентом на место в его салоне. Убедив пассажира сдать билет на автобус, усадил его в машину. На перроне ждать общественный транспорт остались несколько мужчин и бабушки-пенсионерки.

У кассира узнал, что все билеты поначалу раскупили. А непосредственно накануне отправления многие их вернули. Такая ситуация для рейса из Мозыря — далеко не редкость.

Вот что пояснил в связи с этой ситуацией директор филиала № 7 ОАО «Гомельоблавтотранс» Эдуард КОВАЛЕВ:

— Из-за нелегальных таксистов мы несем значительные убытки. Чтобы их уменьшить, сократили рейсы. Один — это многолетний Глушкевичи—Калинковичи, когда рейсовый автобус следовал на железнодорожный вокзал. С поезда пассажиры попадали сразу на проходящий автобус. Им было очень удобно, так как не приходилось добираться до автовокзала через весь город. Упразднены рейсы и на Мозырь. Теперь в конечных станциях столица Белорусского Полесья не значится. В основном весь межгород «пролегает» до Гомеля. 

И хотя нелегалы по-прежнему предлагают свои услуги по перевозке в этот областной центр, их стало намного меньше. В первую очередь из-за того, что некоторые пассажиры едут в командировки. А теневой таксист не всегда может выдать билет. К тому же один из рейсов мы сделали вечерним. По такому маршруту нелегал вряд ли поедет, так как нужен ночлег в Гомеле.

У кого-то сложилось мнение, что ехать нашим транспортом люди не хотят из-за того, что предприятие не стремится совершенствовать качество перевозок. Это не совсем так.

В этом направлении сделано многое. На междугородней сети на всех направлениях предельно увеличена скорость движения автобусов. Выше ее сделать нет возможности, так как это противоречит правилам безопасности движения.

Также филиал регулярно обновляет и подвижной состав. Хотя порой вызывает немало нареканий заводское качество техники. На поддержание в приемлемом состоянии, замену запчастей, к примеру, выделяем очень большие деньги. А можно было купить кондиционер или телевизор в салон… 

Пассажиры должны понимать: у нелегального таксиста также немало недостатков, как и у перевозчика. Если на транспортных предприятиях на первом месте стоят пассажир, его безопасность, выполнение социальных стандартов, то принцип работы таксиста — зарабатывание денег.

Приведу пример. На легковом автомобиле подвозили до Лельчиц сельчанина. В одной из деревень попросился подвезти до Мозыря еще один человек. Свободных мест в машине не оказалось, и водитель высадил пассажира, который ехал в Лельчицы, чтобы довезти другого до Мозыря. Ведь последний больше заплатит. Высаженные пассажиры пожаловались в автопарк.

Всего же в Лельчицком районе незаконными перевозками занимается около 20 человек на личном транспорте. Водители и мои коллеги из других районов отмечают, что засилья такого числа «нелегалов» нигде не встречали.

Причины развития такого «промысла» — в особенностях географии района и нежелании честно трудиться.

По площади район — самый большой в области, расстояние между деревнями достигает 20 километров. В селах проживает определенная часть официально нетрудоустроенных. На биржу труда оформляться не хотят. Летом заготавливают дары леса — чернику, грибы и прочее. Продают. А зимой придумывают иные способы заработка. Один из них — перевозка людей.

Практически в каждой крупной деревне есть несколько человек, которые этим занимаются. Знать их точное число нет возможности. Ведь нарушителей поймать непросто. В основном они подвозят своих знакомых. Подсадить сотрудника правоохранительных органов практически невозможно. Попытки предпринимались неоднократно, но успехом в большинстве случаев не увенчались. Район по численности населения небольшой, и многих знают в лицо.

КСТАТИ

Как эффективно противодействовать нелегальному извозу? Эксперты говорят, что необходимо резко активизировать контрольные мероприятия, ввести в судебную практику обязательность конфискации транспортного средства лица, перевозящего пассажиров без наличия специального разрешения (лицензии). А еще — увеличить максимальный размер штрафа за такую деятельность до 1000 базовых величин.

...Вплоть до изъятия автомобиля

Налоговые органы БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ в 2012 году за нелегальные услуги такси арестовали 49 транспортных средств общей стоимостью 2,3 миллиарда рублей, информируют в инспекции Министерства по налогам и сборам по Брестской области.

По решению суда три автотранспортных средства на общую сумму 140 миллионов рублей обращены в доход государства. К примеру, автомобиля стоимостью 60 миллионов лишился брестчанин, который до этого уже привлекался к административной ответственности за нелегальный извоз.

Всего в 2012 году в регионе в ходе проведения оперативных контрольных мероприятий в сфере оказания услуг такси установлено 168 фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности, вынесено 116 официальных уведомлений, составлено 55 протоколов об административном правонарушении. В 48 случаях виновные лица привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафа на общую сумму 56,3 миллиона рублей.

А в ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ сотрудники налоговых инспекций за прошлый год арестовали до решения суда 94 автомобиля нелегальных перевозчиков, сообщает начальник управления координации и организации контрольной деятельности инспекции МНС по Гродненской области Николай Кидюк.

Противодействие незаконному предпринимательству, в том числе в сфере пассажирских перевозок, а также торговли, стало одним из важнейших направлений работы сотрудников налоговых инспекций.

Так, за год выявлено 662 факта незарегистрированной предпринимательской деятельности граждан. В отношении правонарушителей составлено 262 протокола об административных правонарушениях. На 229 человек судом наложены штрафы на 294 млн. рублей с конфискацией незаконно полученного дохода на сумму 677,4 млн. руб. В отношении 400 граждан вынесены официальные предупреждения, и им предъявлен к уплате единый налог на 97,4 млн. рублей.

Изъято транспортных средств и орудий деятельности на 6,2 млрд. рублей. Как подчеркнул Николай Кидюк, налоговая инспекция настаивает на ужесточении наказания за нелегальные перевозки пассажиров.

МНЕНИЯ

  • Сергей ШКУТ, пресс-секретарь — начальник отдела информационно-разъяснительной работы Министерства по налогам и сборам:

— За прошлый год мы выявили 2614 правонарушений, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью. Арестовали товарно-материальной ценности на 57,9 миллиарда рублей. Для сравнения: за 2011 год этот показатель меньше — 46,6 миллиарда рублей.

Водителю на заметку. Если вы едете впереди рейсового автобуса и подбираете с остановок людей, подвозите их за деньги — это нарушение относится к занятию незаконной предпринимательской деятельностью. В прошлом году у частных перевозчиков конфисковали 7 транспортных средств. Предупреждение за занятие незаконной предпринимательской деятельностью вынесено 4260 гражданам.

  • Леонид БОБ, начальник инспекции Министерства по налогам и сборам по Лельчицкому району:

— Еженедельно, на основании утвержденного графика с ОГАИ Лельчицкого РОВД, проводится совместная работа по выявлению физических лиц, которые занимаются нелегальным извозом пассажиров. При проведении совместных мероприятий также отрабатывается вопрос по транспортировке товаров, грузов без документов.

В инспекции создан реестр автомобилей и их владельцев, которые оказывают данные виды услуг, в него включены 12 граждан. Документ используется при проведении как самостоятельной работы инспекцией, так и совместной работы с ОГАИ Лельчицкого РОВД и филиалом № 7 ОАО «Гомельоблавтотранс».

Также работники инспекции постоянно проводят анализ привокзальной площади для сбора информации и установления случаев оказания услуг незаконной перевозки. В последующем эта информация фиксируется в докладных записках и используется при проведении контрольных мероприятий.

Только в 2012 году по этому вопросу их проведено 35. Гражданину К., оказывающему незаконную услугу, начислен налог в размере 320 тысяч рублей. В отношении его раньше направлялся для рассмотрения в хозяйственный суд материал о совершении административного правонарушения по статье «Незаконная предпринимательская деятельность» (незаконная перевозка пассажиров).

Также гражданину А. выслано требование на представление им декларации о доходах и имуществе. При ее проверке установлены нарушения. Он привлечен к административной ответственности — штрафу в 175 тысяч рублей.

  • Василий ЗАХАРИЧ, водитель автобуса «Неман» филиала № 7 ОАО «Гомельоблавтотранс»:

— Нелегалы «привязываются» к расписанию, таксовать начинают прямо от остановки. Из деревни Дзержинск, например, каждый будний день выезжают. Расстояние до Лельчиц — 90 километров. Им это только на руку: чем больше расстояние, тем больше доход. Аналогичная картина и в других отдаленных деревнях, через которые пролегает мой путь, — Букче и Тонеже. А вот в Симоничах, откуда до Лельчиц считаные километры, пассажиры есть.

Мой автобус рассчитан на 44 места. Раньше, еще до нелегалов, в салоне кресла не пустовали. Только в поселке Слобода на одной остановке заходили 30 человек! А из деревни Тонеж автобус выезжал переполненным. Особенно по четвергам, когда в Лельчицы на рынок собирались люди со всех деревень. А сейчас еду практически пустой.

Какой транспорт у нелегальных извозчиков? У одних — микроавтобусы, у других — легковушки. Одного такого знаю. У него трое детей, жена домохозяйка и сам не трудоустроен. А водит машину за 15 тысяч долларов. Откуда деньги? Я так понимаю, от забранных у нас пассажиров. Как предприниматель не зарегистрирован, билеты не предоставляет, вот и имеет дополнительные финансовые средства.

  • Федор СЕЛЬВИЧ, водитель автобуса «ПАЗ» филиала № 7 ОАО «Гомельоблавтотранс»:

— Двое нелегалов обосновались в Глушковичах — один на микроавтобусе, второй на легковом «Фольксвагене-Гольф», а в Тонеже еще один «Фольксваген». Постоянно пассажиров подбирают. Мой автобус на 22 места, но из-за них нередко пустой, ни одного человека!

Подготовил Константин КОВАЛЕВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter