Какие тайны скрывают катакомбы «Азовстали»

В катакомбах «Азовстали»

Мариуполь. Металлургический комбинат «Азовсталь». Еще с советских времен это предприятие давало рабочие места огромному количеству людей, они трудились в десятках крупных цехов и зданий. В конце апреля — мае этого года промзона стала последним прибежищем для остатков укронацистов из полка «Азов» и иностранных наемников...


Коротко хронология тех дней.

13 апреля на «Азовстали» были блокированы и лишены возможности вырваться из окружения остатки находившихся в городе подразделений укровойск и нацистов «Азова». Спустя несколько дней им предложили добровольно сложить оружие и сдаться, чтобы остаться в живых. Позже выяснилось: вместе с «азовцами» на комбинате прятались также наемники из США и европейских стран.


1 мая с территории завода удалось вызволить заложников — 80 гражданских людей, в том числе женщин и детей.

С 16 мая в плен сдалось 2439 боевиков, сотни раненых.

31 мая. Обследуя подземные сооружения металлургического комбината, российские военнослужащие обнаружили изотермический фургон. В нем (с неработавшей системой охлаждения) было складировано 152 тела боевиков, украинских военных.


В результате боевых действий комбинат практически уничтожен. Многие цеха полностью разрушены.
…Мы под землей. Все цеха «Азовстали» связаны сетью подземных тоннелей, расположенных на пяти-шести уровнях (с учетом разрушений сейчас сложно назвать более точное их количество). По ним в мирное время передвигались определенные рабочие. Эти ходы в своих целях использовали и боевики.
Все цеха «Азовстали» связаны сетью подземных тоннелей, по ним передвигались боевики.



Они досконально изучили все коридоры, расположение помещений, даже технические характеристики имеющихся систем и оборудования. Прекрасно понимали, где, что и как нужно минировать, где устраивать боевые позиции и прочее. Были даже свои условные обозначения, метки, например, для того, чтобы самим не подорваться на собственных минах.
Строения, бункеры, куда мы смогли спуститься, сейчас относительно безопасны — разминированы. Специалисты говорят, что изначально все было буквально напичкано взрывчаткой.
«Сдаваясь в плен», террористы заминировали и входы в помещения. Да так, что если бы система сработала, то внутри вряд ли что-то уцелело бы. А это в том числе доказательная база для судебных разбирательств.

Правее от входа, в спальном бункере, саперы нашли растяжки, ручные осколочные гранаты. Еще дальше вижу пролом в стене, там «азовцы» устроили техническое помещение и место командира. Оно тоже минировалось. В действие, полагают, взрывное устройство приводила растяжка.

Левее — ходы, их также планировали взорвать. Хотя рядом, судя по найденным вещам (детские рюкзаки, раскраски, карандаши и гуаши), могли находиться дети.

…Подрывная система устроена грамотно. Все сделано для того, чтобы она наверняка сработала и нанесла как можно более серьезные повреждения. Для усиления взрывов использовали различные материалы, тяжелые поражающие элементы. Оборудовали даже место для выплавки тротила и дальнейшей работы с ним.

Подрывная система устроена грамотно. Все сделано для того, чтобы она наверняка сработала и нанесла как можно более серьезные повреждения.

Значит, действовали не новички, а явно хорошо обученные специалисты. Украинские или иностранные — пока вопрос. Еще до отхода боевики разработали схему: они знали, как будут уходить, что будут минировать, кто будет этим заниматься и кто потом выведет самих минеров из здания.

Такие базы размещались по всему предприятию. Точнее, там, где получались наиболее выгодные позиции.

Находясь в разных цехах, боевики могли подолгу не общаться. Связь — через посыльных. Это делалось в целях безопасности, к тому же коммуникации разрушались.
В убежище террористов также нашли вооружение, боеприпасы, военное снаряжение стран НАТО, составные части немецких бронежилетов. Среди обнаруженных в этих подвалах вещей — униформа и амуниция ВСУ, националистического полка «Азов».
По всему бункеру на стенах — нацистские символы, знаки, прославляющие Гитлера. Не исключено, что сидевшие на «Азовстали» создали свою псевдорелигию и даже проводили некие ритуалы. Тут и экстремистская обучающая литература, памятки участникам АТО, восхваляющая боевиков периодика.



По всему бункеру на стенах — нацистские символы, знаки, прославляющие Гитлера.

Сохранилась и «литература» о выплатах бандформированиям. Например, сказано, что за уничтожение боевого самолета, ЗРК обещают более 120 тысяч гривен, реактивной системы залпового огня — 60 тысяч, танка, вертолета, БТР — чуть более 40 тысяч. Здесь и про стоимость одного дня непосредственного участия в боевых действиях. Сулили жилье, матпомощь в случае инвалидности ну и так далее. Правда, кто платит, не уточняется.


…Тому, что «азовцы» — беспощадные головорезы, за последние восемь лет есть немало подтверждений. Они были готовы на все и тогда, в 2014, 2015, 2016 годах... — не жалели людей, зачищали мирное население селами. На все готовы и сегодня. Совершая преступления вместе с отбитыми уголовниками из нацбата «Торнадо».
На поверхности промзоны тоже осталось немало «сюрпризов». Неразорвавшихся снарядов, боеприпасов, оружия, которое поставлял Запад, активно спонсируя террористическую организацию.
Находим несколько снайперских позиций. На прикрытии — два человека, в том числе гранатометчик. Через бойницу в стене хорошо просматривается часть заводской территории.


Сама позиция снайпера — чуть левее.

— Сделана она по всем правилам, в глубине здания, — говорит мне специалист.

Одна из снайперских позиций боевиков на «Азовстали».


Снайпер располагался так, чтобы контролировать достаточно широкий сектор. Можно наблюдать за территорией от угла промышленного здания справа, далее — открытая местность, мост, по которому мы шли на «Азовсталь», частично промздание за мостом и т.д.

Укреплена позиция неплохо, пуля не пробьет. Заметить ее с улицы практически невозможно. Метров с 15 она уже не видна.

— Как вы понимаете, здесь тоже были явно не новички, — продолжает эксперт. — Видно, что инструкторы у них хорошие.

На территории промзоны — неразорвавшиеся снаряды, боеприпасы и другое оружие.

Как известно, с 1991 года такие вооруженные формирования в Украине обучали натовские инструкторы. Во многих подразделениях они были введены в штат. Попутно вели что-то вроде дневников, в которых фиксировали, что из иностранных методик применимо для славян, а что нет. Так и писали: мол, данные типы обучения не предназначены для славян. То есть наставники еще и изучали психотип мышления.
Боевики надеялись, что уйдут, а улики уничтожат. Просчитались. Вооруженные силы России и силы народной милиции ДНР, саперы сделали свое дело. Инженерная разведка, разминирование… Теперь с материалами работают эксперты и следователи.
Укровласти же надеялись слепить из «азовцев» героев, живых или мертвых — не суть. Однако снова облажались. Как и с «погибшими», но вдруг ожившими пограничниками с острова Змеиный.


Уникальная спецоперация российских спецслужб завершилась успешно. Сейчас пленных с «Азовстали» проверяют на связи с высокопоставленными наемниками.

Однако история завода — лишь один пример масштабной трагедии, случившейся в соседнем государстве. Я расскажу и другие истории, надеясь, что мы с вами выводы из них сделаем.


Знаете, о чем в этой поездке говорят мне люди Донбасса? Рассказывают ведь о совершенно простых вещах, о которых здесь, в Беларуси, даже не задумываемся. Люди Донбасса хотят не богатств, современных айфонов, машин или каких-то других вещей… Хотят, чтобы в их дома не прилетали снаряды. Чтобы дети не появлялись на свет в подвалах роддомов. Чтобы люди возвращались, уходя в школу, на работу, в магазин… Люди Донбасса хотят мира, простого человеческого счастья на родной земле. Чтобы близкие были живы и здоровы. Остальное приложится.

Берегите свою страну, граждане.

gladkaya@sb.by

https://t.me/lgbelarussegodnya

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter