В карете прошлого далеко не уедешь

Справедливо полагают белорусские ученые, работающие в содружестве с производственниками Минского автозавода над созданием современной автомобильной техникиГосударственная научно-техническая программа “Машиностроение” объединила несколько институтов Национальной академии наук Беларуси: Объединенный институт машиностроения, технической кибернетики, прикладной физики, тепло- и массообмена, металло-полимерных систем, Физико-технический институт. Выполненные совместно со специалистами завода исследования по аэродинамике, эргономике, дизайну, виброакустике, микропроцессорной электронной системе управления, созданию новых шумоизоляционных материалов и другим проблемам позволили Минскому автозаводу разработать конструкторскую документацию и изготовить опытные образцы автомобилей, прицепного состава и автобусов высокого технического уровня.

Подготовить производство новых изделий в сжатые сроки помогает оперативное управление на всех стадиях и интенсивное техническое перевооружение завода. Специалисты автозавода при создании новой техники стараются на всех стадиях проектирования и подготовки производства использовать передовые достижения. Создание современной автомобильной и автобусной техники осуществляет собственный научно-исследовательский сектор Минского автозавода, который состоит из четырех конструкторско-технологических подразделений, экспериментального цеха, ряда центральных заводских лабораторий. Свыше 500 специалистов завода, среди которых доктора и  кандидаты наук, непосредственно участвуют в проведении исследований, проектировании, самостоятельно решают ряд научно-технических проблем.
На протяжении ряда лет специалисты Минского автозавода совместно с НИИ и вузами Беларуси выполняют ряд проектов по созданию ресурсосберегающих технологий упрочнения. Все эти работы завершаются внедрением в производство с получением значительного технико-экономического эффекта. Практически все разработки сопровождаются снижением затрат энергетических, материальных и трудовых ресурсов при одновременном повышении качества выпускаемой продукции, а также улучшением экологических факторов.
Вот несколько из последних основных разработок. Внедрение технологии и оборудования малодеформационной закалки шестерен колесной передачи автомобилей МАЗ и МЗКТ из низколегированных сталей, которые защищены патентами Республики Беларусь на изобретения и полезные модели, позволило повысить качество шестерен при одновременном снижении в два раза затрат на их изготовление. Разработан ряд оригинальных установок и технологических процессов для электроконтактного и индукционного нагрева токами высокой частоты заготовок под пластическое деформирование в кузнечном производстве.
Применение скоростных методов нагрева позволило резко уменьшить угар металла, обезуглероживание, повысить производительность и культуру производства, снизить затраты топливно-энергетических ресурсов. Разработана и внедрена технология и комплекс малогабаритного высокопроизводительного оборудования для литья, рассева и термической обработки токами высокой частоты стальной литой дроби, которые защищены патентами Беларуси, Украины и России. А еще — технология и производственное оборудование для термической обработки проката с применением индукционного нагрева.
При создании семейств новых большегрузных и среднетоннажных автомобилей, автобусов практически разработаны все новые узлы и агрегаты, обеспечивающие более высокий технический уровень и соответствие автомобилей требованиям по экологии Евро-3 и Евро-4. Например, для выполнения жестких требований по ограничению шума в конструкции автотехники были введены шумопоглощающие экраны, проведено   улучшение   шумо-изоляции кабин, разработаны глушители на аппараты тормозной системы и шумоизоляционные экраны на ведущие мосты.
Для улучшения плавности хода разработаны конструкции передних и задних малолистовых рессор, задняя пневматическая подвеска, четырехточечная пневмоподвеска кабины и пневмоподвеска сидений. Отличительная особенность новых автомобилей и автобусов — применение современных электронных систем управления двигателями, антиблокировочно-противобуксовочных систем, электронно-пневматической системы тормозов, электронной системы управления пневмоподвеской, микроклиматом, бортовой системы контроля и диагностики.
Для обеспечения современного уровня автотехники проведен большой объем конструкторско-исследовательских работ по разработке новых кон-структивных решений по гипоидным ведущим мостам, косозубым бортовым передачам, дисковым тормозам, кабинам повышенной комфортабельности и современного дизайна, высокоэффективным системам двигателей с повышенными характеристиками, системам комфорта и микроклимата, рамам с повышенной несущей способностью и ряду других решений.
В текущем году планируется завершить разработку кон-структорской документации по всей номенклатуре автомобилей с силовыми агрегатами Евро-3, проводятся работы по расширению модельного ряда автомобилей Евро-4. В 2008 году Минский автомобильный завод практически полностью перейдет на серийный выпуск автомобилей Евро-3 и по заказам потребителей — Евро-4.
Новые изделия Минского автозавода по совокупности высокого уровня технико-эксплуатационных качеств и более низкого уровня цен составляют на рынке продаж серьезную конкуренцию аналогам западных фирм.
По программе “Машиностроение” в предыдущую пятилетку были созданы новые конструкции среднетоннажного автомобиля-самосвала, бортовых тягачей с колесной формулой 4x4  с односкатной и  двух-скатной ошиновкой, трехосного автомобиля-лесовоза с колесной формулой 6х6 с двухосным прицепом-роспуском. Разработано и освоено производство семейства автобусов малого класса, автобуса для обслуживания пассажиров в аэропортах, городского трехосного автобуса.
А в ближайшие 3—4 года предстоит разработать и освоить производство более 80 моделей модернизированной и новой автомобильной техники. Для этого завод готовит собственных высококвалифицированных специалистов — на кафедре и в учебно-производственной лаборатории, созданных совместно с БНТУ. Специалисты предприятия активно передают свой опыт студентам БНТУ на лекциях по спецдисциплинам, в том числе по вопросам расчета и проектирования большегрузных автомобилей.
В настоящее время исследовательскими экспериментальными и расчетными исследованиями занято 150 специалистов. Среди них четыре кандидата технических наук и пять являются соискателями ученой степени кандидата технических наук. Для проведения экспериментальных исследований они применяют современные системы, включающие измерительные комплексы и оборудование для проведения испытаний автомобиля с воспроизведением дорожных воздействий на автомашину. Для расчетных исследований используют компьютерные программы, позволяющие проводить виртуальные испытания математических моделей автомобилей и автобусов.

На Московском международном автосалоне-2006 в самой престижной номинации “Лучший грузовик” журнала “Коммерческий транспорт” первое место присуждено среднетоннажному седельному автопоезду “МАЗ-447131+931020” и первое место в номинации “Лучший грузовик ММАС-2006” журнала “Автоперевозчик”. Городской автобус “МАЗ-206” стал победителем в номинации “Лучший городской автобус ММАС-2006”. Специального приза за оригинальность конструкции удостоены автопоезда уровня Евро-4 повышенной грузоподъемности “МАЗ-631019+837310” и “МАЗ-544019+975830”. В текущем году на 8-й международной выставке “КомТранс-2007” победителем конкурса в номинации “Отечественный грузовик” признан грузовой автомобиль “МАЗ-437131”, а на международной автомобильной выставке “ИнтерАвто-2207” в номинации “Лучший грузовик большой тоннажности” первое место присуждено автопоезду “МАЗ-5440А9+975830”. Первое место в номинации “Лучший городской автобус” принадлежит пригородному низкопольному автобусу “МАЗ-226”.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter