Как должен выглядеть современный эффективный университет?

В карете прошлого далеко не уедешь

Пока абитуриенты в последних числах июля задавались вопросом, в какой вуз податься, чтобы не прогадать с будущей специальностью, специалисты спорили. Тема известная: как же должен выглядеть современный эффективный университет? И насколько наши вузы соответствуют вызовам времени?

Спору нет, цифровая экономика диктует новые требования к университетам, от которых ждут более современных подходов и методик. И в это представление не вписываются пожелтевшие от времени конспекты и брошюры, как и монотонные лекции профессоров. Все это прошлый век и, как ни печально осознавать, образец устаревшего обучения. Сегодня вуз в мировом понимании должен предлагать междисциплинарные исследовательские коллаборации, понимать, как работают виртуальные обучающие среды, поощрять творческую атмосферу и, конечно же, уметь работать дистанционно со студентами из разных уголков земного шара. Словом, гибкость, тесная связка с практикой и готовность подстроиться под любые перемены на рынке.

ФОТО ЮРИЯ МОЗОЛЕВСКОГО.

Что на этом пути уже сделали наши вузы? Самый заметный шаг — работа над концепцией «Университет 3.0». Если университет 1.0 предоставлял только образовательные услуги, а 2.0 делал ставку еще и на науку, то 3.0 предполагает извлекать из этого деньги. То есть среди прочего выпускники должны стать уже готовыми предпринимателями, которые способны не только предлагать смелые идеи, но и воплощать их в жизнь. Более того, умеющие создавать рабочие места не только для себя, но и для других. А для этого, как метко подметил ректор БГУ Андрей Король, нужно помочь студенту найти себя, чтобы он не брал чужого, а создавал собственный образовательный продукт.

Сама же концепция предполагает еще более широкое поле для деятельности вуза, то есть создание целой инфраструктуры, которая позволит не только обучать предпринимательству, но и коммерциализировать интеллектуальную деятельность университета. И все же идеальный вариант развития — еще на один уровень вверх, когда университет погружается во всеобъемлющую предпринимательскую культуру, где активно поощряют инновации и стимулируют инициативы, до минимума сводят бюрократические проволочки, а на выходе получается эдакая образовательная экосистема, где не боятся предлагать, искать и, главное, рисковать. В таком университете престижно иметь в штате преподавателей, скажем, открывших собственную образовательную программу, а среди студентов — авторов бизнес–проектов, воплотить которые помогла альма–матер. Да, здесь у нас уже есть достойные примеры в БГУ, БНТУ или БГТУ. Разработки, вышедшие из их стен, начинают работать в экономике. Но вузовским подразделениям по–прежнему не хватает свободы в действиях...

Эта вступительная кампания отметилась заметным прибавлением вакансий на ИТ–направлении. А что другие сферы, которым тоже предстоит так или иначе работать в условиях цифровой экономики? Попытка осовременить обучение заметна. В справочниках абитуриентов появились «Экономика электронного бизнеса» и «Электронный маркетинг». К примеру, на механико–технологическом факультете БНТУ еще зимой анонсировали, что значительно усилят практическую и языковую подготовку студентов, пересмотрев учебные программы. В итоге можно сказать, что почти все специальности обрели здесь новую окраску. Приметы цифрового времени появились и в БГПУ имени М.Танка, где решили заняться обучением учителей работе с роботами. Важно, чтобы эти заявки не остались лишь красивой оберткой, а наполнились полезным современным содержанием.

И еще ремарка к вопросу о том, как оценивать университеты. Наверное, не только по багажу преподанной теории, но еще и по тому, насколько успешны в предпринимательстве их выпускники: сколько создали рабочих мест и какой доход приносят их компании.

pasiyak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter