В Каннах все спокойно... Пока

Украинка Ольга Куриленко сыграла одну из главных ролей в фильме «Париж, я тебя люблю». Эта картина открывала фестивальную программу
На открывшемся на днях 59–м Каннском кинофестивале, самом престижном, гламурном и передовом с точки зрения развития киноискусства и кинорынка форуме, белорусов снова не будет. Зато весь сегодняшний день пройдет здесь под знаком российского кино. Каннам покажут «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, «9 роту» Федора Бондарчука и «Пыль» Сергея Лобана. Но, по большому счету, это еще не предмет для зависти: в последнее время на Лазурном берегу считается хорошим тоном устраивать дни кинематографа различных экзотических стран. Россия нынче оказалась в одной компании с Тунисом, Чили, Сингапуром и Венесуэлой — для каждой страны запланированы свои «дни», что, безусловно, можно считать признаком возрождения национальных кинематографов, но признаком не столько качественным, сколько количественным. Ни одна из этих стран, в том числе Россия, в главном конкурсе Каннского кинофорума не представлена.

Сама по себе «развивающаяся кинематография» Канны не пугает — на «пальмовые ветви», раздача которых состоится через неделю, претендуют 20 фильмов из 13 стран от Алжира до Румынии. Несмотря на то, что с каждым годом желающих побороться за главную награду все больше, кинофорум принципиально не расширяется, опасаясь потерять в качестве. Тем не менее треть заявленных в конкурсе имен публике не говорят абсолютно ничего, большинство режиссеров — дебютанты. Возможно, это было устроено специально, в противовес прошлогоднему Каннскому фестивалю, перегруженному, как замечали критики, громкими фильмами прославленных авторов. К сегодняшнему дню жюри уже имело возможность составить свое мнение о драме Кена Лоуча «Ветер, который качает вереск», посвященной кровопролитной борьбе за независимость Ирландии, о «Каймане» Нанни Моретти — одного из самых неутомимых противников бывшего премьера Италии Сильвио Берлускони, а также оценить французские рефлексии на тему колонизации Северной Африки «Нищие туземцы». Вообще, большинство конкурсных картин посвящены проблемам европейской и мировой политики — непонятно только, как эту актуальность будет судить жюри под предводительством приверженца чистой красоты и далекого от любой злободневности Кар–Вая?..

Острых тем здесь нынче — хоть отбавляй. Например, во внеконкурсном показе заявлен новый американский блокбастер «Рейс 93» о самолете, захваченном террористами 11 сентября, ожидается презентация будущего фильма Оливера Стоуна «Всемирный торговый центр», повествующего, как следует из названия, о том же трагическом дне. Среди фестивальных гостей будет немало и политиков. В частности, бывший вице–президент, главный конкурент нынешнего президента США Альберт Гор представит на Круазетт документальную экологическую картину, посвященную угрозе таяния ледников и глобального потепления на Земле...

Хотя ничего более скандального, чем внеконкурсная премьера распиаренного «Кода да Винчи» в день открытия кинофорума, здесь уже не ожидают. Вопреки опасениям местных властей, установивших блокпосты вокруг Дворца фестивалей, где проходят все основные каннские события, показ «богохульной» картины обошелся без массовых беспорядков. Самая, пожалуй, ожидаемая кинопремьера года была освистана и осмеяна вначале журналистами и критиками, а потом и публикой. Всю нелепость и напыщенность романа Дэна Брауна автор вполне интеллектуальных «Игр разума» Рон Ховард старательно перенес на экран, хотя Том Хэнкс, положивший в карман гонорар в 20 миллионов долларов за главную роль, едва ступив на Лазурный берег, прямо так и предупредил своих будущих зрителей — дескать, «не следует воспринимать фильм слишком серьезно», поскольку тот наполнен «выдумками и прочими абсурдными вещами». Кстати, когда съемочная группа «Кода да Винчи» прибыла в Канны на специальном поезде, стилизованном под кадры фильма, на крыше железнодорожного вокзала дежурили бойцы спецназа. Оправдает ли скандальный фильм расчеты своих создателей, затративших 130 миллионов долларов с целью «отбить» не меньше миллиарда, покажет время. Как–никак мировая премьера картины стартовала всего пару дней назад. Но, возможно, массовый зритель все же не в такой степени «ведется» на дешевые эффекты, как о нем принято думать?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter