В какой кружок отдать ребенка – советы специалиста

Когда можно заметить первую детскую заинтересованность в каком-либо занятии? Как понять, чего хочет сам ребенок? Чем руководствоваться при выборе секции? И можно ли отдать ребенка сразу в несколько кружков? Ответить на эти вопросы поможет детский психолог Янина Коновко. 


В каком возрасте ребенок впервые начинает интересоваться каким-то определенным направлением? 

– Первые признаки заинтересованности какой-либо деятельностью у ребенка можно отследить с трех лет, не раньше. До шести лет малыш познает мир через игру. И все, что ему нужно – это максимальные возможности играть, щупать, трогать, пробовать на вкус, на цвет, на текстуру различные вещи – так он развивает сенсорику, мелкую моторику и понимает, что ему более интересно. Иностранные языки дети готовы воспринимать уже с трех лет. Считается, что в период с трех до шести они могут легко освоить два языка. Но в целом период обучения начинается с 6-7 лет. Тогда занятия могут стать уже аудиторными. 

Как выбрать спортивную секцию?

– Детям активным, которым сложно усидеть на одном месте, нужны беговые виды спорта – футбол, волейбол, легкая атлетика, что-то в этом духе. Также им рекомендуют бассейн. Потому что вода расслабляет и дает возможность выхода физической энергии. Детям более застенчивым, зажатым, закрытым подойдут боевые виды искусств, чтобы они почувствовали свое тело, свою силу, чтобы они не так робели перед сверстниками. Надо быть осторожным, когда отдаешь ребенка в секцию в раннем возрасте, как, например, в фигурное катание, куда набирают еще совсем крох. Нагрузки там колоссальные, и когда начинается школа и параллельно четыре-пять тренировок в неделю, ребенку приходится несладко. Справляются с такими нагрузками далеко не все дети.

Что делать, если ребенок остывает к выбранному занятию и просится в другой кружок? 

– У ребенка в шесть, семь, даже десять лет не может быть одного стойкого интереса. Весь период школы до 15-16 лет надо разрешать пробовать разные виды занятий. Пусть он ищет себя, пусть пробует себя в разных видах деятельности в тот период, когда это можно делать максимально полно и безопасно. Потому что во взрослом возрасте не остается ни сил, ни времени, чтобы заниматься и танцами, и рисованием, и спортом, и еще чем-то. Физическое развитие однозначно должно быть. Уже какой вид спорта – игровой, контактный, бойцовский, или это будут танцы – неважно. Даже если ребенку что-то и нравится, не надо останавливаться на одном, надо пробовать новые виды спорта.


Можно ли ходить в несколько секций сразу?

– Максимально допустимое количество кружков и секций индивидуально. Кто-то тянет и четыре-пять параллельно со школой и просит еще. А кому-то тяжело и в одну-две ходить. Надо смотреть по ребенку. Как правило, дети в сентябре ходят в несколько секций, к середине года силы иссякают. Нужно это понимать и давать поблажки, делать выходные. Допустим, можно установить распорядок: раз-два в месяц прогуливаем школу без явной причины или не идем на секцию. Следует лояльно относиться к возможностям ребенка и не давить на него, не заставлять. Быть в большем контакте с ним, чтобы ребенок видел: родители понимают его.

Что делать, если ребенок отказывается ходить в секцию или кружок?

– Спады могут быть. И в таком случае нужно поддержать ребенка, сказать о том, как вы гордитесь тем, что он ходит в эту секцию. Если есть сопротивление, то не надо давить, иначе ребенок может замкнуться и не захочет ходить на секцию вовсе. Когда речь идет о школьниках, учитывайте, что они по 5-6 часов сидят в классе за партой, работают интеллектуально и мало двигаются. В первую очередь следует выбирать спортивный кружок или танцевальный. Остальное – музыкальная школа, рисование, робототехника, авиамоделирование – можно добирать по желанию ребенка. Чтобы ребенок не уставал по вечерам, не психовал и справлялся со школьными домашними заданиями, обязательно нужна физическая нагрузка. Родителям кажется, если после учебы они отправят свое чадо на футбольное поле, оно переутомится. Нет, наоборот. Пока работает тело, мозг отдыхает. Негативные эмоции, стресс выходят через физическую нагрузку. 


Как отучить ребенка от «просиживания в телефоне» часами? 

– Предлагать другие виды отдыха. Если мы забираем телефон, то должны предложить альтернативу: поиграть вместе на свежем воздухе, в настольные игры, в шашки, в шахматы либо сходить на кружок. Очень хорошо таким деткам-домоседам, которые проводят время в телефоне, идти в секцию за компанию с другом со двора, из класса. Даже не важно, какой вид деятельности, просто будет компания, и ребенку не так страшно. Родители в свою очередь должны помочь детям, объединить их. И в восемь, и в десять, и в двенадцать лет ребенку надо помочь организоваться. Предложить варианты, куда, с кем, в какие кружки он может пойти. Ребенок не настолько самостоятельный, чтобы что-то узнать, куда-то записаться, поэтому надо немножко помочь. Также помните: дети берут пример с родителей. Если у мамы расписан вечер – тренажерный зал, пилатес, вышивание крестиком, – девочка будет видеть это и захочет быть похожей на маму. До подросткового возраста эта тенденция есть. Мальчики берут пример с пап. Если семья активная, если у них прогулки по вечерам, пробежки, то и ребенок будет к этому тянуться.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter