В каких нарядах ходили в театр белорусские послевоенные модницы?

Корреспондент “НГ” познакомилась с экспонатами выставки “Послевоенная весна”, открывшейся в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, и узнали, чем после войны завивали волосы, какими “тенями” красили веки и на каких каблуках выходили в люди.

Наверняка с каждой из нас бывало: открываешь шкаф и с разочарованием произносишь: “Снова нечего надеть...”. Но нам, конечно, сегодня грех жаловаться — магазины полны одежды разных фасонов и расцветок на любой вкус. А каково приходилось в условиях послевоенного дефицита нашим бабушкам? Корреспондент “НГ” познакомилась с экспонатами выставки “Послевоенная весна”, открывшейся в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны, и узнали, чем после войны завивали волосы, какими “тенями” красили веки и на каких каблуках выходили в люди.

Веер с фронта

— В суровые послевоенные годы женственные туфельки или кокетливая шляпка были редким подарком судьбы, — проводит нас по залу сотрудник отдела развития музея Елена Семашко. — Достать их у нас было просто невозможно. Сумочки, перчатки, пудреницы чаще всего привозились мужьями из-за границы. Они очень ценились и береглись. Поэтому неудивительно, что сохранились они практически в идеальном состоянии.

Сегодня эти предметы уже не просто вещи — настоящие реликвии, которые бережно передаются из поколения в поколение. И какие истории они в себе хранят!

— Видите этот веер? — показывает Елена на деревянное расписное опахало. — Его в 45-м, вернувшись с фронта домой в Минск, подарил своей шестилетней дочурке Наде Афанасий Абрамов. Веер ручной работы — его сделал прямо на фронте приятель Абрамова. С каким трепетом и сегодня уже преклонных лет Надя держит отцовский веер в дрожащих руках.

Кровь... за платье

Что же носили в 40—60-х годах?

После всех тягот и лишений дамам хотелось наконец-то почувствовать себя женственными и утонченными.

— Это замечательное желтое платье с огромным черным панбархатным бантом сшито в Германии в 50-х годах по фасону Dior, — остановилась, наверное, у самого яркого и нарядного экспоната мой экскурсовод.

— Участница выставки, которая принесла его, рассказывала, что ее мать — обладательница платья — очень любила красиво одеваться. Но на это не всегда хватало денег. И чтобы купить себе этот наряд, ей пришлось сдавать кровь.

Популярностью у женщин того времени пользовались различного вида манишки, которых сейчас практически не встретишь. Это были, как правило, белого цвета нагрудники, надевавшиеся под одежду: ткани тратилось минимум, а впечатление было такое, будто под пиджаком или платьем — блузка.

Из верхней одежды популярными у дам, живших в послевоенное время, были приталенные пальто с меховым воротником. Но это лишь в начале 50-х годов. В дальнейшем они становятся более прямыми с отложным, чаще шалевым воротником.

А-ля коровьи копыта

Особенно впечатляет послевоенная обувь. Оказывается, наши бабушки любили пощеголять на высоких каблуках. Конечно, повседневно пользовались обувью без каблуков. Но вот на выход — обязательно туфли на танкетке или платформе с каблуком, который, надо сказать, постоянно рос и даже получил название небоскреба.

— А это знаменитые “коровьи копытца”, — показывает на удивительно массивные туфли Елена. Трудно представить, что в такой обуви могли ходить в то далекое время. Слишком уж экстравагантно.

— Не зря на стенде с ботиками мы поместили авоську, — рассказывает Елена. — Ее владелица рассказала нам, что в 50-х годах очень распространено было ходить  в театр в галошах. Они надевались поверх туфель — каблук у них был полый. Женщина шла в театр, снимала резиновые сапожки, клала их в авоську и сдавала в гардероб. А на спектакль шла уже в чистых туфлях.

А что в сумочке?

А какое на выставке разнообразие шляпок! Из фетра, из рисовой соломки, из каракуля... Как правило, все очень миниатюрные, едва прикрывающие темечко. Не отличались большими размерами и дамские сумочки. То ли ткань экономили, то ли просто модно было. В основном это были плоские квадратные сумочки размером 25 на 30 сантиметров с ручками или еще меньшего размера прямоугольные сумки-книжки — из панбархата, украшенные бисером или расшитые “золотом”. Что это? — рассматриваю непонятную тоненькую сеточку за витриной.

— Сеточка для бабетты, вязаная крючком из капроновой нити чулка. Когда лака не было, но надо было зафиксировать созданное на голове произведение искусства, надевали эту сеточку, — объясняет Елена. — А вот, к слову, и то, чем это самое искусство создавалось — щипцы для волос, которые нагревались на углях.

Женщины хотели выглядеть красивыми всегда, даже в такое сложное время, как конец 40-х — начало 60-х годов прошлого века. И что самое главное, у них это получалось! Вещи, сохранившиеся с тех времен, вызывают не только восхищение, но даже небольшую зависть. Так и хочется приобрести что-либо подобное в собственный гардероб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter