Какое кино спасет доброе имя "Беларусьфильма"

В кадре и за кадром

На этой неделе на должность генерального директора киностудии «Беларусьфильм» был назначен Владимир Карачевский. В интервью «СБ» он впервые озвучил свои планы, заявив, что на новом посту намерен сосредоточиться на двух вещах — имидже студии и финансах. «Надо начинать зарабатывать деньги», — обратился к коллегам Владимир Михайлович. Не в первый раз из уст нового руководителя заходит речь о рентабельности «Беларусьфильма»: какое кино может принести студии финансовую прибыль? Мнения в нашем дискуссионном клубе разделились — одна из участниц спора ратует за коммерческий подход, говорит, что пришло время нашей студии заняться бизнесом, увлечься сериальной продукцией, другой настаивает на необходимости разумного сочетания экономических основ кинопроизводства с качественным смысловым наполнением.

фото белта.

Не могут или не хотят


Виктория ПОПОВА.


Наша киностудия, Дмитрий, и все, что там сейчас происходит, очень отчетливо напоминают мне один эпизод из 90–х, когда мы все ездили челноками в Польшу или Россию торговать нехитрым товаром. Лет 13 мне было, и я ввязалась в одну из таких поездок — очень хотела купить на вырученные средства кофту новую из ангорской шерсти. Взяла с собой в поездку самую большую скатерть из дома, разложила на рынке в Белостоке свой скудный опт: какие–то никому не нужные мелочи — спички, тетрадки, транспортиры. Проходивший мимо поляк, у которого я, видимо, вызвала сочувствие, быстро научил меня бизнесу: «Портянка у тебя большая, а взять нечего». Перечислил мне самые ходовые позиции, и уже во вторую свою поездку я поехала без скатерти, но с двумя мясорубками, продав которые за 5 минут, купила наконец вожделенную ангорку. А с челночным бизнесом завязала, да — не мое. Заниматься не своим делом, по–моему, один из самых страшных грехов.

Так вот киностудия у нас как та портянка — большая, но пока взять с нее нечего: возвели мы новые производственные корпуса, съемочные павильоны на тысячу квадратных метров, студию звукозаписи и прочее. И что же? Гордимся тем, что в самом большом павильоне певица Ани Лорак сняла видеоклип. Могу только пожать плечами: стоило ли 10 лет ремонтировать здание, городить такой шикарный «забор», чтобы обеспечить поп–диве съемочную площадку на пару дней. И это весь бизнес–план? Где головокружительные коммерческие проекты и производство фильмов, которые должны приносить студии финансовую прибыль? Из всех путей развития собственного кинопроизводства мы выбрали пока самый сомнительный, и не соглашусь с тобой, что его надо отстаивать — раз в год тратить миллионный бюджет на съемки патриотического фильма, посвященного «вечным ценностям». Основная беда таких «нетленок» в том и состоит, что их никто не смотрит, кассы они не приносят. Скажем, последний из снятых фильмов — детский «Тум–паби–дум» может похвастать такими цифрами в системе «Киновидеопрокат»: за 2 недели в Минске состоялось 47 сеансов, картину посмотрели 667 зрителей, вал — 3.174 белорусских рубля. Примерно половина сеансов была специально организована прокатчиками. То есть целенаправленно приходили на сеансы школьники. Еще одна интересная цифра — в частном кинотеатре «Фалкон–клуб» было проведено 14 сеансов. Там фильм «Тум–паби–дум» посмотрели 32 зрителя. Общий вал составил около 300 рублей. То есть детская картина не принесла в Минске своим создателям и двух тысяч рублей в прокате (половину вала забирают кинотеатры).

Мы много лет говорим о том, что студия должна стать рентабельной, приносить прибыль, но пути реализации такого плана до сих пор как в тумане.

Я, правда, не понимаю, почему наша студия — самая крупная в Восточной Европе — и телехолдинг не могут объединить усилия, чтобы инвестировать средства в производство сериалов, которые давно захватили весь мир. Не пора ли начинать заниматься бизнесом по–взрослому. Это большая работа, да. Но ведь интересная. В соседней Украине посмотри что делается — их пресловутые «Сваты» захватили мир: долгосрочный, долгоиграющий проект вышел уже на 7–й сезон! И каково же было мое изумление, когда я узнала, что среди сценаристов есть и наши люди, белорусские кавээнщики. Многие из них работают сейчас благополучно на производство украинских и российских сериалов. Нельзя ли их привлечь в развитие белорусского кинобизнеса?

Я часто слышу о том, что у нас нет сценаристов сильных, актеров — и вообще в Минске творческая база очень слабая. А потом захожу 7 марта в галерею «Арт–Беларусь» и вижу там фильм документальный о творчестве Хаима Сутина, снятый исключительно нашими силами, — и вот уже знакомые актеры минских театров на экране выглядят прилично, в дорогих интерьерах, с хорошими диалогами и сценарием они сверкают новыми красками. Обрати внимание, там, где административного прессинга меньше — как в случае с документальными фильмами, и результаты у киношников выходят более впечатляющими, чем у создателей игровых картин — здесь мы никак не подступаемся к тому, чтобы делать свое кино коммерческим, стесняемся, что ли? И ведь все у нас есть: и актеры достойные, и сценаристы, и операторы с режиссерами. С идеями проблемы? Так к богатейшей средневековой мифологии никто не подступался, в витебских лесах хоть сейчас снимай очередной сезон «Игры престолов». Надо же с чего–то начинать вспахивать эту целину — наращивать производство сериалов и зарабатывать деньги, принося в казну прибыль. Услугами нашей студии пользуется кто угодно — режиссеры из России, певицы из Украины, но только не мы сами. Заключаем какие–то разовые сделки, снимаем «великое» кино на час, а отлаженной системы производства как не было, так и нет.

Ты меня прости, я глубоко уважаю твои патриотические чувства и настроения, но кинодеятельность, как и любая другая деятельность, — это бизнес. В современном мире уже социальная сеть Фейсбук заявила о том, что будет снимать сериалы: учуяли выгоду айтишники от беспрерывного производства видеоконтента. А мы что ж сидим? Не можем или не хотим? Жду твоих предположений, Дмитрий

viki@sb.by

Уметь заглянуть за экран

Дмитрий КРЯТ.

Вот вроде и правильные ты, Вика, вещи говоришь, и тему как будто укрупняешь, а получается все же, что мечешь бисер по той же огромной скатерти. По мне, так здесь совсем не та ситуация, чтобы искать некий однозначный и однобокий подход. Мол, давайте определяться, зачем нам кинопроизводство. То ли для патриотического воспитания, то ли для сериальной коммерции. Нужно искать здесь некие миксы, возможности разумного сочетания задач. Я именно за такой универсальный подход. Ну нельзя при том масштабе реконструкции и модернизации, которая проведена на «Беларусьфильме», сводить задачи студии к чему–то мелкотравчатому, вроде бесконечной «мыльной оперы».

Да, не хватает нашему кино коммерческих начал. Это однозначно. Но все же замечу, не в плане изготовления продукта. Точнее, далеко не всегда в этом плане. Здесь зрить, как говорится, нужно в корень. Вот я, например, из тех людей, которые не сделали фильму «Тум–паби–дум» ни зала, ни кассы. А все потому, что и узнал–то я о нем из твоей рецензии на личной странице соцсети уже по факту премьеры. О ленте ты отзывалась даже несколько восторженно и в целом позитивно, из чего я и заключил — хорошее кино. Здесь полностью доверяю твоему вкусу и профессиональному чутью. Но что мешало заговорить о новом проекте раньше? Чтобы заинтересовать потенциального потребителя и заманить его в кинозал. Понятно, это не твоя задача, но промоутеры картины или как там называются спецы, которые обязаны ее продвигать, о чем думали?

Как ты и предлагаешь, Виктория, оглядываюсь вокруг. В российский прокат недавно вышли две ленты космической тематики — «Время первых» и «Салют–7». Обе начали активно обсуждаться еще задолго до премьеры. Своим мнением после закрытых предпросмотров делились космонавты, друзья, близкие, родственники реальных участников событий, легших в основу сюжетов. Кто–то восхищался документальной точностью художественных картин, безукоризненной передачей деталей. Другие, напротив, возмущались излишней творческой доработкой, превалированием вымысла над реальностью. Как и по поводу любой киноленты, спорить здесь можно было до бесконечности. Но главная цель была достигнута. Градус общественного интереса к фильмам к моменту премьеры был поднят достаточно высоко, что и предопределило относительно быстрые кассовые сборы, превысившие 10 млн долларов от каждой из картин. Я уже не говорю о «Матильде», которая своей скандальной предысторией была продана зрителю чуть ли еще не до того, как режиссер приступил к черновому монтажу.

А теперь, Виктория, внимательно следи за руками и ответь мне честно на простой вопрос: эти две космические одиссеи — исключительно коммерческий продукт или все же они несут в себе функцию патриотического воспитания? Согласись, что второго здесь ничуть не меньше, чем первого. Но смысловая нагрузка вплетена в сюжет настолько тонко и изящно, что не вызывает реакции отторжения. В противовес, к слову, очень даже многим образцам продукции американского Голливуда. Здесь даже третьесортный боевик редко обходится без духоподъемной музыки в финале на фоне развевающегося звездно–полосатого флага. Патриотизм намазывается в подобных случаях на незамысловатый сюжет толстым слоем и едва переваривается. Но намазывается намеренно. А все потому, что важнейшим из искусств, как говаривал когда–то классик, для нас по–прежнему является кино. И за 100 лет здесь ничего не изменилось.

Только не подумай, Вика, что я здесь призываю снимать разную дешевую развесистую клюкву, а потом пытаться ее еще и украсить разными глубокими смыслами. Ни в коем случае. Но нельзя рассуждать исключительно однобоко. Мол, кино — это бизнес или инструмент идеологического воспитания. Да и то и другое. И именно в координатах разумного сочетания экономических основ кинопроизводства и качественного его содержательного наполнения имеет смысл искать свое лицо современному «Беларусьфильму». И ведь опыт, на который при этом можно опереться, однозначно есть.

Вспомни картину «В августе 44–го...». Не умопомрачительными спецэффектами, не головокружительными трюками каскадеров этот фильм нашел своего массового зрителя. Простой и правдивый рассказ о буднях и подвиге советских контрразведчиков во время Великой Отечественной войны. Блестящая актерская игра. Простые натурные съемки и совсем даже скромный бюджет. А получилось кино, которое легло на душу миллионам и пересматривается без устали по много раз. Отчего имеет и вполне приличный коммерческий успех. Не в таком ли органичном сочетании должны искать свой стиль наши кинематографисты?

Нет, «Сваты» — это тоже хорошо и нужно. Зритель хочет не только постоянно думать, испытывать острые ощущения, но иногда и просто расслабиться, отдохнуть и от души посмеяться. Но такое производство в качестве визитной карточки хорошо для небольшой коммерческой кинокомпании, ориентированной на определенный, узкий сегмент рынка. А студия, имеющая в названии слово «национальная», — это, согласись, Виктория, уже совсем другой масштаб. И «Сваты» как олицетворение сериального производства в целом здесь может быть лишь одним и далеко не самым главным цехом большого завода. Мы же не отказываемся от производства комбайнов в пользу одних лишь жаток для него или колес лишь потому, что это будет более рентабельно! Так почему стремимся расплескать годами нарабатываемый кинематографический потенциал в угоду сиюминутной рыночной конъюнктуре? Поэтому и призываю тебя, Виктория, попытаться заглянуть дальше, а не сосредоточиваться лишь на том, что видно на экране. За ним тоже еще очень много важного, хотя и не всегда зримого.

kryat@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter