В Гродно была создана первая антифашистская организация, которой руководил Николай Волков

В июле 41-го

В Гродно была создана первая антифашистская организация, которой руководил Николай Волков


ГРОДНО одним из первых принял на себя удар немцев. Почти с первых минут Великой Отечественной войны город начала бомбить вражеская авиация, разрушив его центральную часть и улицы, примыкавшие к мостам через Неман. Большие потери понесли располагавшиеся здесь воинские подразделения, погибло много мирных жителей. Пограничники и регулярные части оказали достойное сопротивление врагу. Но силы были слишком неравными, и после жестоких боев уже 23 июня город оказался занятым гитлеровцами.



И ПОЧТИ сразу после оккупации здесь начали создаваться подпольные группы из местных жителей и оставшихся командиров Красной Армии. Они распространяли сводки Совинформбюро, прятали и лечили раненых красноармейцев, собирали оружие и сведения о передвижении вражеских эшелонов, организовывали диверсии.

Начало созданию городского подполья положила группа дяди Коли, названная по имени ее руководителя — лейтенанта Николая Волкова. Принято считать, что она была организована в августе 1941-го. Но некоторые исследователи называют более раннее время — начало июля того же года. Впрочем, и те и другие сходятся в одном — это была первая подпольная антифашистская организация на оккупированной территории Советского Союза.

Командир группы тридцатишестилетний Николай Волков — уроженец деревни Елкино, которая теперь находится в Маргоушском районе Чувашии. В их семье воспитывались восемь детей. Будущий руководитель подпольщиков, по воспоминаниям его сестры Валентины, в детстве был очень любознательным, проявлял интерес к учебе. После семи классов поступил на рабфак в Челябинске и, окончив его в 1926-м, сразу уехал в Томск, чтобы в технологическом университете получить профессию строителя.

Когда в стране был объявлен пятилетний план индустриализации, Николай вместе с другими первыми советскими инженерами возводил самый крупный в Европе Ново-Тагильский металлургический завод. В 1930 году он женился на враче-педиатре Варваре Шапошниковой. Через пять лет в семье родилась дочь Нина, а еще через три — сын Георгий.

Неожиданно судьба сделала из гражданского строителя военного человека. В 1932 году Волкова призвали на службу в Красную Армию. Боевое крещение принял в 1939-м во время советско-финской войны.  За личное мужество и отвагу в боях лейтенант Волков был награжден орденом Красной Звезды и назначен командиром роты.

После подписания советско-финского мирного договора весной 1940 года Николай Волков получил приказ срочно выехать в Гродно.

У многих красных командиров была уверенность в том, что Германия в ближайшее время не осмелится напасть на Советский Союз. Поэтому Николай Алексеевич решил перевезти семью из Казани в Гродно. В феврале 1941 года после продолжительной разлуки Волковы вновь соединились. Глава семейства целыми днями находился на службе, а его жена устроилась врачом во вторую городскую больницу. За внимательность, постоянную улыбку на лице и хороший характер ее очень быстро полюбили больные. Отчасти, наверное, благодаря этому никто не выдал ее и мужа во время оккупации.

Вскоре лейтенант Волков получил приказ о назначении в город Белосток. С этого времени встречи с семьей вновь стали редкими. В середине июня Николай подыскал для родных квартиру в Белостоке, но заселиться в нее они не успели.

20 июня 1941-го Николай Волков приехал в Гродно. На душе было тревожно. Ежедневно бывая на границе, он видел и прекрасно понимал, что война не за горами, и офицер принял решение о срочной отправке семьи в Казань. Отъезд запланировали на воскресенье, 22-го.

Субботний день пролетел в заботах о сборе в дорогу. Вечером легли спать, а под утро проснулись от сильных взрывов. Николай Алексеевич выбежал на улицу. На предрассветном небе расползалось огромное багрово-красное зарево — горел город. Вражеские самолеты засыпали Гродно бомбами.

Волков вернулся в квартиру, как мог, старался успокоить жену и детей…

НИКОЛАЯ Алексеевича в городе почти не знали. Поэтому он без особого труда получил новые документы, устроился на работу. Но Волков понимал: командир Красной Армии не вправе сидеть сложа руки, а должен бить врага в тылу. Он, сознавая все риски, которые несет эта борьба для семьи, тем не менее приступил к созданию в Гродно антифашистской подпольной группы. Первым его боевым товарищем стала жена, потом группа пополнилась еще несколькими людьми, которых они хорошо знали и которым всецело доверяли. Со временем антифашистская организация объединилась еще с двумя группами подпольщиков. Руководителям Гродненского городского подполья единодушно был избран Николай Волков.

В целях конспирации оно было построено по принципу не связанных между собой троек, ничего не знавших о существовании других. Некоторые из подпольщиков уже имели опыт нелегальной и конспиративной работы в Западной Белоруссии при польском режиме.

Свою деятельность начали с оказания помощи советским военнопленным, находившимся в восьми концентрационных лагерях, и евреям, согнанным в два городских гетто. Один из таких лагерей находился на территории бывшего военного городка Фолюш. Подпольщики передавали за колючую проволоку продукты, одежду и медикаменты, которые доставала Варвара. Немцы пускали ее в лагерь, где она оказывала медицинскую помощь раненым и больным, а также организовывала встречи подпольщиков.

 В областном центре проживала семья Вагнер, которая на правах фольксдойче получила от новых властей радиоприемник. Член подпольной группы Карпюк регулярно слушал сводки Совинформбюро. Затем сведения с фронтов вручную размножались и распространялись среди местного населения в виде листовок.

Для сбора разведывательной информации уборщицей в штаб немецкой части по просьбе Волкова устроилась Александра Калинина. Однажды она получила задание и вынесла из здания штаба документы одной из частей Красной Армии, спрятанные при спешном отступлении. Позже отважная подпольщица уничтожила две автомашины врага с красноармейским обмундированием и амуницией, которые предназначались диверсионным группам абвера для их подрывной деятельности в советском тылу. Была также задумана дерзкая операция по осуществлению вооруженного восстания в одном из лагерей для военнопленных. Для этого туда попытались переправить оружие, однако немецкая охрана перехватила «посылку».

Но все же больший эффект в борьбе с врагом Николай Волков видел в партизанской деятельности. Он тщательно подбирал место для дислокации отряда, а с января 1942 года подпольщики начали усиленно вооружаться. На местах кровопролитных боев они собирали оружие и ждали весны, чтобы уйти в лес. Командир прекрасно понимал: зимой без подготовленной базы начинать партизанскую войну бессмысленно.

Тем временем над патриотами начали сгущаться тучи. После сокрушительного поражения немцев под Москвой гродненское гестапо более подозрительно начало относиться к местным жителям. Многих хватали прямо на улице. По городу пошли разговоры, что недалеко от Гродно, возле деревни Наумовичи, фашисты начали массово расстреливать людей. Поэтому Волков принимает решение перебраться с частью своей группы в Барановичи, где их никто не знал. Там, по его сведениям, можно было и установить связь с начавшими действовать партизанами.

К сожалению, осуществить задуманное не удалось. 26 января 1942 года руководитель Гродненского подполья вместе с несколькими товарищами был арестован. Причина провала Волкова точно неизвестна. Вскоре такая же участь постигла и его жену.

Через несколько дней допросов и пыток арестованных привезли к форту № 2 и расстреляли. Вместе с Николаем Волковым и его женой Варварой тогда погибли Николай Быков, Иван Завиша, Григорий Хоров и Анна Василюк.

В ВЫПИСКЕ
Главного управления кадров Народного комиссара обороны СССР говорилось, что лейтент Николай Волков пропал без вести в 1941 году. Только в феврале 1949 года, когда стало известно о подвиге героя, в военкомат Чувашской АССР пришло сообщение о месте его гибели.

Память о герое-подпольщике жива. В прошлом году решением Гродненского городского Совета депутатов Николай Алексеевич Волков занесен в Книгу Славы города Гродно. По ходатайству администрации СШ № 35, ветеранов областного центра и Чувашской Республики одна из улиц Гродно стала носить его имя. А на доме № 10 этой улицы установлена мемориальная доска в честь руководителя первой в годы Великой Отечественной войны подпольной организации на оккупированной территории Советского Союза.

P.S.

После гибели родителей Георгий и Нина Волковы остались сиротами. Они были определены в один из приютов для польских детей в Гродно. Только после войны, в 1945-м, их нашла сестра матери Николая и забрала к себе в Чувашию.

Бронислав ЕРМАШКЕВИЧ, член Гродненского областного отделения Союза писателей Беларуси, ветеран Вооруженных Сил; Геннадий ГИЛЬ, «СГ», gennadijj-gil@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter