Вдруг конь притормаживает — и перед нашими изумленными глазами предстает белоснежный замок, со всех сторон окруженный водами Дерновки. Да, это он — Белый Ковель, легендарный замок князей Сангушек, разрушенный еще в XVIII веке и восставший из руин — пусть пока лишь в виртуальной реальности.
О том, что Белый Ковель будет следующим в проекте VKL3D (Великое Княжество Литовское в 3D-формате), было объявлено еще год назад на открытии выставки «Очутись в сердце истории» в Национальном историческом музее Республики Беларусь.
— Есть желание возродить информационное пространство замка в Смольянах Оршанского района. Особенно с учетом того, что Оршанщина сейчас достаточно интересный регион для музейных работников, — пророчески произнес куратор выставки, директор Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа Александр Храмой, тогда занимавший пост замдиректора Национального исторического музея.
Белый Ковель стал третьим замком Беларуси, который возродился в виде виртуальной модели. Стараниями художника Ахрема Белобровика и научного консультанта Андрея Шулаева, посетители Национального исторического музея уже второй год в очках виртуальной реальности наслаждаются красотами Гольшанского и Кревского замка, меряют время по солнечным часам, осматривают башни и бойницы, с колокольни собора созерцают магическую геометрию английского парка, прячутся под сенью колоннады от внезапно налетевшего дождя. Виртуальные образы настолько реальны, что порождают полный эффект присутствия.
— Панорама Белого Ковеля также первоначально готовилась для Национального исторического музея, — поясняет Ахрем Белобровик, — и обязательно туда вернется.
Но сейчас все три панорамы можно видеть только в интернете. А увидев, моментально понять, почему семиминутный фильм о Белом Ковеле принципиально отличается от всего того, что было раньше.
— Такого в интернете нет, по крайней мере, у нас! — утверждает художник. — Чтобы все двигалось и было 360 градусов обзора... Но для полного эффекта зритель тоже должен перемещаться в пространстве со смартфоном в руках или двигать картинку мышкой.
И действительно, когда со смартфоном в руках поворачиваешься из стороны в сторону, ощущение такое, словно видишь картинку в объективе фотоаппарата и выбираешь ракурс для наиболее эффектного кадра.
На компьютере такой иллюзии нет, зато можно рассмотреть картинку во всех деталях и увидеть, как колышутся ветки на ветру, как рябит вода, а из-под древних камней пробиваются полевые травы. Причем, в отличие от прежних фильмов, здесь есть сюжет, но он подробно не прописан и оставляет массу простора для творческой фантазии.
— Сейчас я готовлю ролик-аннотацию о том, что происходит в этом панорамном фильме с обзором 360 градусов, — делится планами Ахрем.
На презентации в Национальном историческом музее он обещает рассказать, какими научными источниками пользовался в работе, и поблагодарить всех энтузиастов, которые ему помогали.
— Мне прислали неизвестные рисунки Юзефа Пешки, без которых я вряд ли смог бы завершить работу над северо-восточным фасадом, — рассказывает он.
— Не знаю, совпадение это или нет, но Гольшанский и Кревский замки сейчас восстанавливаются в реале, – говорил еще год назад Александр Храмой. — Надеюсь, вскоре они станут столь же притягательны для путешествующих по трассе Минск — Вильнюс, как сегодня жемчужины нашей архитектуры — Несвижский и Мирский замки — для проезжающих по трассе Минск — Брест.
Белый Ковель находится всего лишь в 10 километрах от трассы Минск — Москва, а значит, смог бы стать интереснейшим объектом для многих тысяч туристов, интересующихся историей. Тем более что кроме замка Сангушек в Смольянах можно осмотреть руины барочного костела Девы Марии и могилу белорусского поэта Томаша Зана, а также побывать на месте сражения, которое происходило 13-—14 ноября 1812 года между российскими и наполеоновскими войсками.
Воскреснет ли Белый Ковель?
Я почему-то уверена, что да, хотя на сегодняшний день он очень сильно разрушен. И вновь зазвучат в нем голоса людей, и загремят балы вместе с рыцарскими турнирами. Все обязательно вернется. В этом смысл истории и жизни.