Дотянет ли наша страна до планки, поднятой ею же на 57-м Венецианском биеннале современного искусства?

В интересное время живем

Как расположить к себе человека, привлечь его внимание? Вариантов множество. Сказать доброе слово. Сделать приятный подарок. Пригласить за стол. Художник Роман Заслонов ухватился именно за последний вариант. На его столе не было изысканных яств и уж, тем более, веселящих напитков. Он, грубо говоря, просто включил телевизор. А там — наша жизнь, значительная часть которой, как оказалось, происходящая за тем самым столом. Европейцы остались в восторге.

Фото  БЕЛТА

Собственно, таков итог участия Беларуси в 57-м Венецианском биеннале современного искусства. Наша страна не впервые была на этом празднике арта. В 2015-м Алексей Шинкоренко и Ольга Рыбчинская очень достойно показали свой «Архив свидетелей войны». В 2017-м честь представлять Беларусь в Венеции выпала Заслонову. Ох, сколько споров было! Ведь это пусть и белорусский художник, но уже много лет постоянно живущий во Франции. И проект его – видео-арт — не выглядел традиционным. Искусствовед Наталья Шарангович и тогда говорила, и сейчас подтверждает: конечно, можно было завезти в Италию добротные живописные полотна, но это не самый лучший вариант. Европу уже давно не удивишь красивыми картинами. Там тренд иной – использование новых технологий. И нам надо было быть в этом общемировом тренде. Заслонов в этом плане вроде как вообще беспроигрышный вариант. 

Но не все так просто. Взять на себя единоличное решение – отправить конкретного человека на столь серьезный смотр искусства – очень рискованный вариант. Объявили конкурс. Пришло 18 заявок. Фамилий авторов жюри не знало – все происходило анонимно. Критерия два: отсыл к белорусскому контексту и международная окраска проекта. Словом, у заслоновского «Стола» практически не было конкурентов. 

Две небольшие комнатки – 12 и 20 квадратных метров – в стороне от центральной улицы, где и размещались гранды европейского современного искусства. Такое место организаторы отвели Беларуси в Венеции. На поток интересующихся изначально было глупо рассчитывать, на случайных путников – тем более. 

Но, оказалось, нет средства лучше, чем сарафанное радио. Удивившись атмосфере нашего «дома со столом» и испытав удивительные эмоции, про проект Заслонова передавали из уст в уста. Три с половиной тысячи человек за неполных четыре месяца. 

Кто-то обязательно скажет: всего по 30—40 человек в день? Но давайте еще раз: что про современное белорусское искусство знают в Европе, на кого из наших художников там стоят очереди? Отсюда и тесный домик в стороне от глаз людских. Да и атмосфера проекта не предполагала бесконечной вереницы. Ведь человек, переступивший порог, должен был сесть за стол и задержаться минимум на 32 минуты, которые и длится видео. 

К чему все эти длинные воспоминания про 2017-й? К тому, что 2019-й уже не за горами, а вместе с ним и очередной Венецианский биеннале. Наталья Шарангович вообще сторонница того, что никогда не стоит ждать объявления очередного конкурса: дескать, художник, желающий попасть на этот праздник искусства, должен заранее понять, с чем он хочет туда прийти, и ежедневно трудиться над этим. К слову, тот же Заслонов ничего специально не делал к биеннале. Он просто создал проект, который давно сложился в его голове. Это как настоящие писатели, которые пишут роман не для того, чтобы его завтра напечатали, а просто, чтобы высказаться. И вдруг оказывается, что рукопись замечает какое-то издательство и она сразу становится бестселлером. Это был как раз случай Заслонова. 

Такой шанс есть сейчас и у любого творца. Отлично, если вы уже придумали оригинальную кураторскую концепцию своего проекта для биеннале. Хуже, если она еще не до конца у вас сформулирована. Но это не беда. Заявки будут принимать до конца октября. Но и все же: загляните в свои закрома, а вдруг там лежит идея, которая могла бы покорить избалованную настоящим искусством Италию? Понимаете, нам после планки, которую задрал Заслонов, нынче никак нельзя оказаться под столом, то есть ниже плинтуса. Поэтому, господа художники, искусствоведы и все прочие, кто знает толк в этом деле, вас очень ждут в Национальном центре современных искусств. Девиз и тема очередного биеннале – «Чтобы ты жил в интересное время». К слову, вы знаете, сколько заманчивых предложений получил Роман Заслонов в Венеции? Но это уже совсем другая история…

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter