Совершенствование лицензирования медицинской деятельности и эпидемиологическая обстановка в стране обсуждались у Президента

В интересах пациентов

Совершенствование лицензирования медицинской деятельности и эпидемиологическая обстановка в стране стали предметом доклада Главе государства министра здравоохранения Владимира Караника и помощника Президента Александра Косинца

Министерством здравоохранения подготовлен и внесен в Правительство проект постановления Совета Министров «О перечне процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность». Подобный документ был принят в 2011‑м и с тех пор ни разу не корректировался. Между тем жизнь за это время сильно изменилась. В медицине появились новые методики, оборудование. Это не могло не потребовать новых инструментов регулирования. Александр Лукашенко конкретен:

— Лишней зарегулированности быть не должно.


Четкие правила игры

Лицензирование всегда связано с установлением четких правил игры, которые надлежит неукоснительно соблюдать. С определенными ограничениями, которых нужно придерживаться. И именно этот аспект, подчеркнул Александр ­Лукашенко, объясняет его пристальное внимание к теме:

— Вопрос о лицензиях, разрешениях, запрещениях. Поэтому я уделяю особое внимание этому вопросу. Когда‑то очень серьезно вопрос был поднят не только сообществом продвинутых людей, бизнес‑сообществом, но и обычными людьми. Особенно теми, кто будет заниматься этими видами деятельности, на которые надо будет лицензия, разрешения.

Александр ­Лукашенко подчеркнул, что в свое время совершенствованию системы лицензирования в целом, не только в медицине, было уделено немало внимания. Это был один из ключевых моментов либерализации бизнес‑среды в стране. Сделано действительно немало. Но и внимание к теме не ослабевает, ведь наблюдение за работой в новых условиях крайне важно:

— С тех пор, когда мы сделали много шагов, чтобы убрать лишние разрешительные темы и вопросы, дали свободу большую людям — и обществу, и бизнес‑структурам, с тех пор я контролирую эти вопросы.


Тематические доклады и совещания — неизменный этап подготовки к принятию ­Президентом выверенных управленческих решений. Кроме того, заметил Александр ­Лукашенко, в оценке каждого проекта документа он опирается на компетентное экспертное мнение:

— У меня есть круг людей, которым говорю: вы посмотрите, что будет Минздрав лицензировать. Надо нам это или не надо? Я не увидел отторжения этого проекта постановления, основу которого заложили в Минздраве, но подумал, что не лишним будет еще раз вернуться к этому вопросу и обсудить. Может, мы где‑то слишком пытаемся зарегулировать те или иные процессы?

Рассуждая об этом, Президент привел в пример массаж. Есть ли необходимость в том, чтобы Минздрав лицензировал этот вид деятельности? Пока это законодательно установленная необходимость. Да и в целом не слишком ли жесткие условия ставятся при лицензировании? Здесь ­Александр ­Лукашенко обратил внимание на настораживающие факты:

— Дошло до того, что, как меня информируют, приходят из санстанции, как мы их по‑старому называем, и вместо того чтобы заниматься пандемией и прочим, готовиться к ней заранее, смотрят: а вот на полу плитка и на стенке плитка. Аккуратная, чистая керамическая плитка из «Керамина» белорусского. Вот это нельзя. Надо, чтобы были обои. Уже до такой дикости доходят.

Александр Лукашенко настоятельно требует избавиться в решении подобных вопросов от узковедомственного подхода.

По словам Главы государства, после сегодняшнего разговора он обсудит еще раз эту тему с другими специалистами. Но, как подчеркнул Президент: 

— Лишней зарегулированности быть не должно. Это ни к чему хорошему не приведет: мы будем держать лишних чиновников и это будет злить определенную часть тех работников, которые хотят заниматься массажами или какими‑то процедурами, которые не сравнить с хирургическими операциями. 


Есть позитивные моменты

Очевидно, что при встрече в таком формате не могла остаться за кадром и тема эпидемиологической ситуации в стране. ­Глава государства не без удовлетворения отметил наметившуюся позитивную динамику в Витебской области и Минске. Однако, обращаясь к собеседникам, предостерег:

— Я прочитал вчера вечером ваши прогнозы. И не только ваши. Всех наших специалистов. Заключения по ним. Не скажу, что я в восторге. Вы, конечно, тонко к этому подошли, чтобы я потом не спросил: что же вы прогнозировали, а прогноз расходится с фактами? Но тем не менее в чем‑то я с вами согласен. В одном не согласен: нам нельзя сегодня расслабляться.

Но в случае если позитивная динамика закрепится и будет развиваться, надлежит приступать к реализации и соответствующих организационных мероприятий:

— Вы видите, что места освобождаются. Там, где мы резервировали онкологические койки, гинекологические, еще какие‑то, они нам не нужны и их надо выводить, зачищать, вымывать.

Глава государства отметил, что по его поручению ситуацию в Минске на контроле держит председатель Совета Республики Наталья Кочанова:

— Она уже мне говорит, что со следующей недели процесс будет так развиваться, как сейчас, вы меня убеждаете, что еще два‑три дня — и мы в Минске сможем, как в Витебске, пойти вниз. Мы не видим роста в Минске. Это счастье.

Обращаясь к Владимиру Каранику, Александр ­Лукашенко еще раз подчеркнул:

— Надо освобождать больницы, которые мы заранее готовили на всякий случай, чтобы у нас были койки в запасе. Как онколог вы понимаете, что онкологические операции, пусть не сложные, не тяжелые, но отложены. Поэтому надо срочно возвращать эти больницы онкологическим больным. То же самое и другие больницы, которые должны заниматься лечением других болезней.


Верная стратегия

Что касается противодействия распространению вируса в целом, Александр ­Лукашенко убежден, что в стране избрали верную стратегию — уделять приоритетное внимание лечению пневмоний, независимо от вызвавших их причин, а не только коронавирусных: 

— Это была правильная стратегия. И мы сегодня видим, что эти пневмонии, слава богу, пошли вниз.

При этом, заявил Президент, хоть ситуация и улучшается, расслабляться нельзя:

— Я вижу информацию, контролирую, но ни в коем случае нельзя расслабляться. Надо до конца пройти этот путь и доказать всем, особенно у нас в стране. Есть у нас такие — грамотные: «Ах, чего это у нас 950 случаев мы выявляем ковидных? А почему не больше?» Кому‑то хочется больше, но они не думают, что они сами могут туда попасть, в это число. Есть такие у нас, любят поговорить. Но это их дело. 

Президент подчеркнул, что главное сейчас — это бороться за жизнь людей: 

— Надо держаться изо всех сил и спасать людей, потому что останется один показатель — смертность. Ни в коем случае не расслабляться. Надо ориентировать наших врачей. Они молодцы, да и Министерство здравоохранения хорошо организует эту работу. А главное, что вы изучаете каждо­дневный опыт. Хотелось бы, чтобы вы выдержали это. Наверное, пока мы окончательно не уйдем от этого, месяц нам еще придется барахтаться. Конечно, не тот уровень уже, легче немножко стало, но не расслабляться. 

Президент отметил, что сейчас в мире много говорят о второй и третьей волне заболевания:

— Никто не понимает, что происходит. Надо исходить из своего опыта.

Александр ­Лукашенко обратил внимание, что эпидемиологическая ситуация сегодня сильно влияет на состояние экономики, производственные цепочки, зарплаты людей и, соответственно, на принятие решений на государственном уровне:

— Мне надо это все объединять, сопоставлять, как‑то связывать и управлять страной и обществом. Поэтому если будут какие‑то ваши рекомендации для меня в этом плане, я готов их выслушать.

Безопасность — прежде всего 

О деталях состоявшегося у Президента разговора журналистам после доклада рассказал Владимир Караник. Прежде всего он обратил внимание на главное условие совершенствования лицензирования здравоохранения:

— Основной подход такой, что мы не должны препятствовать развитию сферы медицинских услуг, но при этом требования к безопасности пациентов даже не обсуждаются. Они должны соблюдаться свято.


По словам министра, именно такой подход реализован в рассмотренном у Главы государства проекте правительственного постановления. Президент внимательно ознакомился с предлагаемыми вариантами. Владимир Караник сообщил, что Главой государства документ поддержан, сделав уточнение:

— С одной стороны, мы даем возможность развиваться бытовым услугам, с другой стороны, мы убираем определенную зарегулированность и сложность получения медицинской лицензии, но в тех вопросах, где это касалось административных процедур. В вопросах безопасности пациентов и безопасности использования медицинского оборудования никаких компромиссов быть не может. Потому что безопасность человека превыше всего.

Владимир Караник отметил, что предложенным постановлением проводится более четкая граница между СПА‑услугами (бытовыми услугами) и медицинскими услугами, чтобы не было никаких двойных толкований. Прописаны четкие параметры:

— Если вы их не превышаете, это является общеукрепляющим или релаксирующим воздействием и может выполняться без получения медицинской лицензии. Но при определенных параметрах, которые предполагают более сильное воздействие на организм, это должно проводиться специалистами, имеющими медицинское образование, и в учреждениях, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность. 

По словам министра, предложенные изменения коснутся довольно обширного перечня услуг. В качестве примера он привел несколько видов деятельности. Если ранее лицензировались любые услуги массажа, то теперь это требование останется только для массажа медицинского. Но и здесь условия будут значительно смягчены:

— Раньше это было достаточно сложно. Требовался отдельный вход, требование к массажисту — не ниже первой категории. Сейчас требование к категории убрали. Очень сильно упростили требования к помещению. Мы понимаем, что отдельный вход ни коим образом безопасность проведения массажа не повышает.

В части косметологии и физиотерапии: если косметологи практикуют некоторые физиотерапевтические процедуры, то будет достаточно иметь лицензии только на эти виды, а не на всю деятельность в целом.

Еще примеры. Скажем, популярные так называемые соляные пещеры:

— Если концентрация соли меньше, чем 0,3 миллиграмма на метр кубический, это не оказывает сильного воздействия на организм — может проводиться в бытовых условиях и не требует медицинской лицензии. Если концентрация выше, это более сильное воздействие на организм и возможны какие‑то негативные последствия у гипертоников, например, или у людей с другими заболеваниями, то, соответственно, должно проводиться медицинским работником и лицензироваться Министерством здравоохранения. Кем‑то любимые жемчужные ванны и джакузи раньше формально тоже относились к медицинской деятельности. Сейчас указано, что если давление воды менее полутора атмосфер, то это бытовая услуга. Если давление выше, воздействие на организм более серьезное − здесь потребуется лицензия.

Министр подытожил эту часть разговора у Главы государства:

— Таким образом, воздействие на организм ранжировано по степени интенсивности и возможным побочным эффектам, осложнениям. Если риск отсутствует, это может проводиться в обычных бытовых условиях и трактоваться как бытовая услуга. В плане, когда речь идет о безопасности граждан, Глава государства еще раз подтвердил: тут компромиссов быть не может. 

Первых пациентов на реабилитацию после пневмонии, ассоциированной с инфекцией COVID-19, начал принимать реабилитационный центр «Железняки» Витебского областного клинического кардиологического центра. Так проходят занятия в зале ЛФК.

Вернуться к привычной работе

Во время импровизированного брифинга министра здравоохранения журналисты не могли не поинтересоваться темой эпидемиологической ситуации в стране. Министр заверил — есть положительные тенденции: 

— Мы оценили ситуацию в Витебске. Видим явное снижение заболеваемости пневмониями и уменьшение количества пациентов с коронавирусной инфекцией. Отрадно, что мы регистрируем снижение заболеваемости пневмониями и в Минске. 

Медицинские учреждения в этих регионах уже постепенно возвращаются к привычной работе. Министр сообщил:

— В Витебске онкодиспансер уже вернулся к своей привычной работе: там выполнены первые 30 операций в понедельник, и сейчас он вышел на проектную мощность. По Минску госпитализация в онкодиспансер прекращена, и он начинает плавно выходить из процесса оказания помощи пульмонологическим больным. Думаю, что в ближайшее время после заключительной санобработки он вернется к своим обычным функциональным обязанностям. 

На очереди — больница скорой медицинской помощи. Таким образом, в столице (вслед за Витебском, где этот процесс уже идет) начинается обратное перепрофилирование коечного фонда. В остальных регионах, подчеркнул министр, ситуация стабильная: 

— Ни в одном месте нет перегрузки системы здравоохранения либо каких‑то проблем в оказании медицинской помощи. Система работает стабильно, имеющаяся нагрузка прогнозируемая, все пациенты получают адекватную помощь согласно нашим медицинским протоколам.

Отвечая на уточняющий вопрос о том, когда пандемия все же закончится, министр не без улыбки заметил:

— Если речь идет о вирусных инфекциях, то никогда. Человечество с момента зарождения живет в окружении вирусов и столько, сколько будет существовать, будет жить в окружении вирусов.

Для журналистов Владимир Караник провел краткий курс вирусологии:

— У нас есть стандартная респираторная панель. Каждый год, все понимают, в конце осени — начале зимы мы входим в подъем заболеваемости респираторными инфекциями. Это и грипп, и парагрипп, и есть целая панель вирусов, которые могут в этот сезон встречаться среди нашего населения. И когда говорю, что в эту панель входит и коронавирус, все очень удивленно смотрят. Коронавирусы в структуре сезонной заболеваемости составляют более 10 процентов. Это те вирусы, которые с нами уже были. Не конкретно этот штамм, но коронавирусы были. И не исключен вариант, что просто в нашей панели станет еще одним вирусом больше. Просто дальше это будет легче, потому что будут уже люди, у которых сформировался иммунитет. Даже если он не предотвратит через год‑два‑три повторное заболевание, в любом случае оно уже будет протекать в более легкой форме. И сам вирус потеряет свою вирулентность с течением времени. Любой пандемический штамм вируса со временем становится менее агрессивным.

В нынешней же ситуации министр дает осторожный прогноз:

— С нашей точки зрения, мы в ближайшее время будем отмечать снижение заболеваемости. Будет ли вторая волна, на сегодня никто предсказать не может. Этот вирус останется в популяции, но он уйдет из заголовков газет. Уйдет из рейтинга наиболее агрессивных вирусов. Это будет просто еще одно из простудных заболеваний с небольшим процентом осложнений.

kryat@sb.by

mich@sb.by

Фото БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter