В интересах экспортеров

27 марта 2008 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Этот нормативный акт открывает очередной этап в развитии внешнеторгового законодательства

27 марта 2008 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Этот нормативный акт открывает очередной этап в развитии внешнеторгового законодательства. 

Указ № 178 вступает в силу через шесть месяцев после его опубликования и заменяет Указ от 4 января 2000 г. № 7 «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций». 

Новый нормативный документ вводит новые и уточняет ранее действовавшие нормы и правила регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. 

Следует отметить, что указ направлен на либерализацию хозяйственного законодательства. Так, указом сокращено количество агентов валютного контроля. В соответствии с Указом № 7 валютный контроль осуществляли Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство внутренних дел, Министерство торговли, облисполкомы и Мингорисполком. 

Согласно Указу №  178 функции агентов валютного контроля предоставлены только Комитету государственного контроля, Государственному таможенному комитету и Национальному банку. 

Указом введен ряд новых определений и требований. Изменился порядок погашения обязательств путем перевода долга и уступки требования по внешнеторговым операциям. Фактически введена система прямых расчетов, при которой денежные средства от экспорта должны быть зачислены только на банковский счет экспортера, оплата импортируемых товаров, работ и услуг будет производиться только со счетов импортеров. 

В то же время указом сняты ограничения по расчетам исключительно через банки, в которых зарегистрированы паспорта сделок. После вступления в силу указа можно будет проводить оплату за импорт не только через обслуживающий резидента банк, но и через банк, предоставивший кредит. Также допускается проведение расчетов через счета, открытые в иностранных банках за пределами республики. 

Существенные изменения предусмотрены указом по регулированию порядка проведения зачета. 

Во-первых, снято ограничение на возможность проведения зачетов только при импорте сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, оборудования и энергоносителей, используемых для собственного производства. 

Во-вторых, указом  установлено, что зачет может быть произведен только по двусторонним внешнеторговым договорам. 

Одним из самых существенных изменений является передача обязанностей по регистрации паспортов сделок банкам. Указом установлена административная ответственность банков и их должностных лиц за неправомерный отказ в регистрации паспорта сделки. 

Указом изменены нижние стоимостные пределы для оформления документов валютного контроля. Теперь регистрация паспорта сделки будет производиться только в случае, если общая стоимость товаров по договору превысит 3000 евро, а статистической декларации — если стоимость товаров, передаваемых по одной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, составляет 1000 и более евро. 

При этом в случае совершения внешнеторговой сделки на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» регистрация паспорта сделки будет производиться независимо от суммы сделки. Не претерпели изменений сроки прекращения обязательств по внешнеторговым сделкам. 

Указом предусмотрено, что сроки прекращения обязательств могут быть продлены по объективным причинам, подтвержденным документально Национальным банком либо его главными управлениями по областям, а не Министерством торговли, как это предусматривал Указ № 7, до начала фактической реализации внешнеторговой операции либо в ходе ее совершения. Правила продления внешнеторговых сделок будут установлены Национальным банком по согласованию с Комитетом государственного контроля. 

Следует отметить, что Указ № 178 не применяется и торговые операции не считаются внешнеторговыми, если они сводятся к приобретению товаров, работ и услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности: 

— проводимые представительствами (филиалами) резидентов, дипломатическими и иными представительствами, находящимися за пределами нашей республики, для собственных нужд; 

— проводимые на территории Республики Беларусь через розничную сеть резидентами с представительствами (филиалами) нерезидентов и физическими лицами-нерезидентами; 

— расчеты по  которым осуществляются индивидуальными предпринимателями наличными денежными средствами за пределами республики; 

— расчеты по которым осуществляются через банки-нерезиденты. 

В заключение можно констатировать, что новый указ учитывает особенности внешнеторговой деятельности на современном этапе развития государства и будет способствовать дальнейшему совершенствованию внешнеторговой деятельности субъектов хозяйствования республики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter