Абитуриенты оживленно обсуждают грядущие новации в централизованном тестировании

В интересах экономики, а не троечников

СООБЩЕСТВО абитуриентов ныне оживленно обсуждает грядущие новации в централизованном тестировании. Со следующего года, к примеру, ЦТ можно будет сдавать по четырем предметам, а при поступлении в вуз предъявлять результаты трех из них. Период действия сертификата увеличится до двух лет, а резервных дней испытания станет три. Пойдут ли на пользу нововведения?

Тему переформатирования централизованного тестирования поднял на недавнем совещании Глава государства. Президент потребовал осовременить вступительные испытания, поскольку система приема в вузы и ссузы должна гибко реагировать на изменяющиеся реалии. Во главе угла не заскорузлые схемы и шаблоны, а интересы национальной экономики, в которой кадры в буквальном смысле решают все. И резон, чтобы тщательно присмотреться к количественному и качественному составу наших абитуриентов (читай, будущих специалистов), безусловно, есть. Поэтому внимание на ЦТ как на главный механизм отбора абитуриентов, отсева слабых.

К централизованному тестированию как к форме вступительных испытаний мы уже привыкли. 12 лет назад впервые вузы начали зачислять первокурсников не по результатам классических экзаменов, а по баллам, указанным в сертификатах. В 2005-м абитуриентам вообще разрешалось пройти ЦТ хоть по всем учебным дисциплинам, но подавать документы только с тремя сертификатами. Помню, сама, воспользовавшись открывшимися возможностями, записалась на ЦТ по «мове» и истории Беларуси, которые нужны были на журфак БГУ. Чтобы подстраховаться (мало ли, вдруг в выбранном вузе на желанную специальность будет астрономический конкурс), прошла тесты по математике и английскому языку. Признаюсь, к ним специально не готовилась, к репетиторам не ходила, просто для очистки совести накануне испытания полистала учебники. Сидя в экзаменационной аудитории, что-то добросовестно прорешала, а какие-то ответы поставила наугад. Результаты порадовали: по каждому тесту набрала по 30 баллов. Вот тебе и спасательный круг: пролетела бы с журфаком, с сертификатами по «мове», математике и английскому пошла бы на экономический.

Выходит, переформатирование ЦТ, заявленное на следующий год, на руку абитуриентам. Сдаешь четыре экзамена, а поступаешь по результатам трех — шансы стать студентом увеличиваются. Есть возможность для маневра, чтобы перекинуть документы с одной специальности на другую. Отличие в одной только дисциплине. По какой лучше результат, туда и подаешь документы. Кстати, в вузы Беларуси в 2016 году планируется принять более 63,7 тысячи студентов.

С другой стороны, лично мне нововведение не внушает доверия, ведь вопрос получения высшего образования уже набил оскомину. О какой его элитарности можно говорить, если сегодня настаиваем на жестком отсеве троечников и «порогах», а завтра даем возможность всем, кто остался за бортом, еще один шанс проскочить в вуз даже с минимальным багажом знаний?

Во времена обучения, к примеру, моих старших коллег происходило все иначе. Вступительные экзамены абитуриенты сдавали непосредственно в вузе, что уже привязывало к альма-матер. Да и штаты университетов не были так раздуты, как сейчас. Плюс отдельная головная боль — платное отделение. Да, университетам нужно зарабатывать, чтобы прокормить профессорско-преподавательский состав, потратиться на ремонт, но признаем, идут туда далеко не всегда выдающиеся умы современности.

Девальвированная ценность диплома — отдельная тема. Не пришла ли пора ввести в практику еще большие ограничения для абитуриентов, чтобы в вузы шли самые умные ребята, а те, кто недотягивает, отправлялся, скажем, в ссуз за рабочей специальностью. Толку будет больше. Зачем бросать утопающему на ЦТ спасательный круг, тянуть отстающего во время учебы, а потом ломать голову, где пригодится слабый специалист?

uskova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter