Минск
+13 oC
USD: 2.04
EUR: 2.27

Демографическая ситуация и поддержка семей с детьми: итоги совещания у Президента

В интересах будущего страны

Демографические проблемы — общие для планеты. И государства решают их по‑разному. Страны, реализующие политику повышения рождаемости — Германия, Италия, Латвия, Литва, Россия, Франция, Эстония и другие, — предоставляют семьям с детьми пособия исходя из материальных возможностей государства. Есть страны, реализующие политику невмешательства в вопросы рождаемости: Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция. Беларусь позиционирует себя в первой группе стран, при этом стремится брать на вооружение лучшие практики и учитывать чужие ошибки. Об этом шла речь на состоявшемся вчера совещании о демографической ситуации и совершенствовании мер государственной поддержки семей, воспитывающих детей. Его актуальность Президент объяснил так:

— В сфере демографической безопасности мы сталкиваемся с такими же проблемами, как и большинство государств мира. Это снижение уровня рождаемости и увеличение естественной убыли населения. Если не принимать упреждающих мер, то, по прогнозам специалистов, тенденции к снижению численности населения и его старения будут только усиливаться вплоть до 2040 года. Наша задача — в ближайшие годы разработать и реализовать действенные меры, направленные на увеличение рождаемости населения Беларуси. Важно уделить внимание формированию в обществе позитивного и уважительного отношения к материнству и семейным ценностям.

фото: БЕЛТА.

Важный момент: при рассмотрении мер по поддержке семей разговор должен идти не только о внедрении новых механизмов, но о совершенствовании системы в целом. Александр Лукашенко пояснил:

— У нас и так уже добавлено настолько, что ни одна страна в мире не поддерживает так семьи с детьми, как мы. У нас, по‑моему, до 11 разных пособий. Я прочитал анализ по странам: допустим, в Германии очень сильные выплаты — а рождаемость практически как в Беларуси. И там, где не очень поддерживают семьи, рождаемость такая же.

Поэтому Президент предлагает разобраться в самой системе государственной поддержки семьи. Исходить из существующих реалий, от реальных потребностей людей. И при необходимости перераспределить выделяемые на эти цели бюджетные средства:

— Может, нам где‑то усилить поддержку, а где‑то какую‑то мелочь, которая не работает, вообще убрать. К примеру, если мы примем приличное решение по обеспечению многодетных семей жильем, то, естественно, это стимул. Жилье для семьи — это все. А если вы на санаторно‑курортное лечение отправляете и даете человеку 3 доллара — это вы просто распыляете денежные средства. Поэтому нам надо серьезно подумать. Давайте выстраивать по‑человечески этот разговор, отталкиваясь «от земли».

Между тем до сих пор существуют недоработки с обеспечением многодетных семей жильем — и об этом Александру Лукашенко известно. Президент вновь напомнил:

— На совещании‑семинаре по строительству я поручал, чтобы этот вопрос был решен к 2021 году: это граница, за которую нежелательно выходить.

Впрочем, и без того для поддержки семей с детьми в Беларуси приняты серьезные меры. Среди них — оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет, льготное кредитование для многодетных, программа семейного капитала. Президент резюмировал:

— Это существенные меры, которые работают. Поэтому надо подумать: если уж усиливать — то меры, которые работают, и убирать те, которые не работают. Все равно человек в результате получит больше. Прирост населения, повышение трудового потенциала — вопрос национальной безопасности. И для нас он звучит так же остро, как для других развитых стран.

Отметим от себя, что многие страны мира все реже практикуют продолжительные отпуска по уходу за ребенком. В среднем такой отпуск сегодня составляет до исполнения ребенку возраста 1,5 года. И все больше государств вводят гибкие схемы предоставления пособия по уходу за ребенком. В нашей стране о сокращении пакета социальных гарантий речь не идет. Однако система господдержки в ее нынешнем виде явно нуждается в совершенствовании, что неоднократно отмечалось в ходе совещания его участниками — руководителями министерств и ведомств, председателями облисполкомов.

Семья Сивуха из Гомеля: разве пятеро — это много?
ФОТО ИВАНА ЯРИВАНОВИЧА.

Затронут был вчера во Дворце Независимости и еще один важный момент. Президент явно недоволен ходом реализации государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь», действующей с 2016 по 2020 год:

— Как эта программа реализовывается я вижу, глубоко окунувшись в эту проблему. Мы пока очень много говорим о здоровом образе жизни, щелкаем каблуками, начиная от Правительства, в частности, вице‑премьера, который должен этим заниматься, Главы Администрации и прочих подчиненных... Еще раз ­предупреждаю: хоть одно неисполненное мое поручение — сразу собирайтесь и уходите. Я также требовал от министра здравоохранения принять комплексные меры по снижению смертности. Хотелось бы услышать, что делается в этом направлении.

Из доклада министра труда и социальной защиты Ирины Костевич последовало, что предпринимаемые на государственном уровне меры по улучшению демографической ситуации в стране приносят результат, но эта тенденция еще не обрела устойчивого характера. Сама же проблема возникла не сегодня и имеет довольно давнюю историю:

— С 1993 года наша страна вступила в этап депопуляции. Смертность превышает рождаемость. Страна не воспроизводит свое население с 1978 года, когда коэффициент простого воспроизводства упал ниже порогового значения 2,15. В 2018 году суммарный коэффициент — 1,414.

Министр труда и соцзащиты констатирует, что принятые на государственном уровне меры позволили добиться начиная с 2010 года относительной стабилизации демографической ситуации. Однако данная тенденция не приобрела устойчивый характер, о чем свидетельствуют итоги последних двух лет:

— Рождаемость снижается. В 2018 году родилось менее 95 тысяч детей, что на 8 процентов меньше, чем в 2017‑м. Уровень смертности остается достаточно высоким. Умерло почти 200 тысяч человек, что на 600 человек больше, чем в 2017 году.

В результате, по словам Ирины Костевич, естественная убыль населения составила более 25 тысяч человек, увеличившись на 9 тысяч. В минувшем году численность населения составила почти 9 млн 476 тысяч человек.

После совещания, общаясь с журналистами, министр уточнила, что пик рождаемости в суверенной Беларуси пришелся на 2015 год:

— 120 тысяч родилось деток. Но после 2015 года рождаемость стала снижаться. На совещании прежде всего рассматривались причины снижения рождаемости. Они действительно объективные сегодня. Как и причины достаточно высокой смертности. И, конечно же, те меры государственной поддержки, которые сегодня созданы в Республике Беларусь. Они достаточно масштабные. Одно только пособие по уходу за детьми в возрасте до трех лет — республика этим может гордиться — три оплачиваемых года. Это почти 2,2 млрд рублей расходов — 1,8 процента ВВП. Вообще, по оценке экспертов, под 5 процентов ВВП тратится на поддержку семьи. Это и семейный капитал, и жилищное строительство, и здравоохранение, и образование, и прочее.

По словам Ирины Костевич, в существующей системе акцент сделан на поддержку многодетных семей. Это требует некоторой корректировки:

— Сегодня обозначен приоритет — для любой семьи, вне зависимости от детей. Это строительство жилья. Конечно же, необходимо сделать серьезную инвентаризацию всех пособий, льгот и гарантий, которые сегодня предоставляются государством для семей. Посмотреть, что сегодня работает, что эффективно. Может, есть ряд пособий, которые необходимо модернизировать и увеличить. Или ввести дифференциацию в зависимости от рождения детей.

Из основных причин снижения рождаемости Ирина Костевич отметила достижение детородного возраста малочисленным поколением 90‑х. Но есть и еще одна сторона проблемы:

— Надо наращивать интенсивность рождения детей. Можно на 10 взрослых родить 20, а можно только троих. Это тоже очень важное направление. Интенсивность — это прежде всего благоприятные условия: стабильная экономика, жилье, материальное положение семей. В этих направлениях и будем работать.

Не сбрасываются со счетов и миграционные процессы. Только из Украины, как известно, за последние годы мы приняли порядка 170 тысяч человек. Миграционный приток, по словам министра, продолжается:

— На демографию влияют три составляющие: рождаемость, смертность и миграционные потоки. В 2018 году миграционный прирост составил 9 тысяч и в сравнении с 2017 годом увеличился почти в два с половиной раза. Приток в основном из стран СНГ — Украины, России. В этом направлении тоже надо работать.

Минтруда и соцзащиты также поддерживает предложения о государственном финансировании процедуры первого экстракорпорального оплодотворения для бесплодных семей:

— Это одна из мер, и она тоже сегодня обсуждалась. Сегодня есть проблема в рождении детей, обусловленная именно бесплодием. Обсуждался вопрос предоставления одной попытки ЭКО за счет средств государства. Мы как министерство за эту меру. Она даст возможность появиться на свет примерно двум тысячам детей. Хороших здоровых граждан Республики Беларусь. Почему бы не двигаться в этом направлении? Правильный шаг — и к этому надо двигаться.

Как видно, решение демографических проблем требует комплексного подхода. Разные ведомства предлагают свои рецепты улучшения ситуации. Где‑то они перекликаются, где‑то повторяют друг друга, а где‑то дополняют. Состоявшееся обсуждение — первый подход к оценке предложений. Президент распорядился их систематизировать, провести тщательный анализ уже имеющихся мер поддержки, сопоставить имеющиеся и предлагаемые инструменты. После этого будет целесообразно рассмотреть все вопросы еще раз более предметно и в прикладном ключе.

kryat@sb.by

osipov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.67
Загрузка...