Как проходили плебисциты в Беларуси

В интересах большинства

В нашей стране было три референдума: 14 мая 1995 года, 24 ноября 1996-го и 17 октября 2004 года. На них принимались судьбоносные решения, и это яркая демонстрация истинного народовластия и уважения к волеизъявлению граждан.

24 ноября 1996 года: за обновленную Конституцию.

Вопросы о главном

Суверенитет в современных условиях — это большая ценность. Потому что он позволяет нам самим определять, каким образом надо развиваться, жить, работать и строить свое государство. По мнению ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидата исторических наук, доцента Вячеслава Даниловича, в Европе фактически не осталось по-настоящему суверенных стран, которые проводят политику в интересах большинства своих граждан. Не в интересах какой-то узкой группы лиц, а именно в интересах большинства населения. И с этой точки зрения Беларусь — уникальное государство.

В 1995 году, опираясь на статью 37 Конституции, согласно которой «непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведением референдумов», Александр Лукашенко представил на суд народа конкретные и жизненно важные для страны инициативы, которые в ходе всенародного голосования получили широкую поддержку общества. Так, 83,3 процента проголосовавших согласились с приданием русскому языку равного статуса с белорусским. 75,1 процента поддержали предложение об установлении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь. А более 83 процентов участников референдума одобрили действия нашего Президента, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией. 77,7 процента согласились с необходимостью внесения изменений в Конституцию страны, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом в случаях систематического или грубого нарушения Конституции.

Не допустить кризиса

Дальнейшие попытки нашего Президента взять общественно-политическую ситуацию под контроль и вывести страну из кризиса натолкнулись на сопротивление парламентской фракции Белорусского народного фронта и примкнувших к ней депутатов. Белорусское общество было поставлено на край гражданского противостояния.

Политическая и экономическая стабильность в стране оказалась под угрозой: нормы Конституции 1994 года не обеспечивали достаточный баланс ветвей власти. Дальнейшее развитие государства требовало совершенствования и укрепления президентской формы правления, которая могла бы обеспечить сильную власть, внутриполитическую стабильность, эффективную работу гос­органов, а также создать условия для полного преодоления кризиса и реформирования социально-экономического уклада страны на благо ее народа. Необходимость внесения изменений и дополнений в Конституцию 1994 года стала очевидной, уверен Вячеслав Данилович. Поэтому Александр Лукашенко обратился к народу, инициировав внесение изменений и дополнений в Основной Закон белорусского государства. В результате голосования 24 ноября 1996 года проект Конституции, предложенный Президентом, поддержали 70,5 процента избирателей.

Внесение изменений в Основной Закон страны позволило обеспечить эффективную деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей в интересах белорусского народа. Кроме того, на референдуме в 1996 году белорусы поддержали перенос Дня Независимости Респуб­лики Беларусь на 3 июля — день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков в Великой Отечественной вой­не (83,7 процента), выступили против свободной, без ограничений, покупки и продажи земли (82,9 процента), а также против отмены смертной казни (80,4 процента).

Паритет ветвей власти сохранен

Следующий референдум, на который был вынесен вопрос изменения Конституции, состоялся 17 октября 2004 года. Его итогом явилось исключение из части первой статьи 81 Конституции нормы о занятии одним и тем же лицом должности Президента страны не более двух сроков. За новую редакцию указанной нормы Основного Закона высказались 79,4 процента граждан. При этом характер взаимоотношений трех ветвей власти не изменялся. Не подверглись изменению и закрепленные ранее гарантии прав и свобод человека и гражданина. Благодаря глубоко обдуманному «апгрейду» Конституция стала не только отражением политических и социально-экономических перемен, но и документом, на десятилетия определившим вектор развития нацио­нальной государственности и совершенствования демократических институтов, уверен Вячеслав Данилович.

17 октября 2004 года: определяем новый вектор развития государственности.

По требованию времени

Сегодня Беларусь выходит на новый виток своего исторического развития. Совершенствование белорусского общества, новые потребности граждан, необходимость модернизации политической системы — объективные факторы изменения Конституции. Тезис об объективности таких действий поднимался Президентом на протяжении последних нескольких лет не один раз. Александр Лукашенко подчеркивал, что белорусы обязательно столкнутся с необходимостью принятия нового главного документа страны. Стартом большой работы по мониторингу эффективности действующей Конституции можно считать заявление, сделанное Президентом 7 октября 2016 года перед новым составом Национального собрания. Тогда Александр Лукашенко сказал, что не исключает возможности корректировки Основного Закона в соответствии с современными вызовами. Судьи Конституционного ­Суда получили соответствующие поручения: совместно с учеными, юристами и парламентариями они проанализировали действующую Конституцию и представили предложения по ее изменению. Президент в 2018—2019 годы много раз затрагивал эту тему. В том числе во время встречи с руководством и коллективами ведущих СМИ, «Большого разговора» с журналистами и экспертами, на встрече с руководителями конституционных судов зарубежных стран, в интервью после голосования на выборах депутатов Палаты представителей, в обращении к Парламенту, а также в Посланиях белорусскому народу и Нацио­нальному собранию.

С учетом мнений граждан

В ходе предвыборной кампании на встрече с коллективом ОАО «Беларуськалий» в июне 2020-го Александр Лукашенко сказал, что представленные ему варианты Конституции «недостаточно решительные». По его словам, необходимо перераспределение полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, а также значительное усиление роли местных властей. На совещании с рабочей группой по совершенствованию проекта новой Конституции, состоявшемся 21 октября 2021 года, Александр Лукашенко подчеркнул, что этот важнейший правовой акт должен разрабатываться с учетом конструктивных мнений белорусских граждан. Поэтому в течение двух месяцев со дня опубликования все желающие могли отправлять свои пожелания по содержанию документа и возможные варианты по его совершенствованию в Национальный центр правовой информации. Все, что попало в итоговый вариант документа, рассматривалось через призму мнений и взглядов обычных людей, и наши граждане были услышаны на самом высоком уровне. Дата проведения референдума определена — 27 февраля, и этот день станет итогом огромной работы, проделанной всей Беларусью.

ДОСЬЕ «НГ»

Референдум — международная практика прямого совета власти с народом по принципиальным вопросам развития государства и общества. Его корни ведут к плебисцитам Древнего Рима, заседаниям народного вече Киева, Новгорода, Пскова. Такая форма народовластия прочно вошла и в белорусскую общественно-политическую жизнь, обеспечивая принятие народом самых важных и судьбоносных решений для своей страны.
Юрий Наркевич, член Совета Республики:

— Указом Президента определен день проведения референдума — 27 февраля, когда граждане Беларуси должны высказать свое мнение относительно того, поддерживают ли они изменения и дополнения Основного Закона нашей страны. Беларусь как поистине демократическое государство делает это открыто, уважая мнение каждого гражданина. Очень важно, что референдум будет проводиться путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter