Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Поставить Анастасии мат очень сложно». В Бресте создали шахматного робота

В игру вступает робот Настя

Первый в стране шахматный робот появился в Бресте. Анастасии всего месяц, но она уже успела сыграть более полутысячи партий.

Идейная вдохновительница Настеньки – 32-летняя брестчанка Катерина Таберко. Архитектор по специальности, она, будучи в декретном отпуске, увлеклась проектами, полезными для подрастающего поколения. Сначала основала компанию «Книжный шкап» по рецензированию детских книг и созданию игр на основе литературы. А год назад организовала в Бресте шахматные фестивали и школы:

Катерина Таберко
– В пять лет моя дочка всерь­ез увлеклась игрой в шахматы, и я пошла вслед за ее интересом. Для юных игроков в ноябре прошлого года мы провели первый международный фестиваль «Черная пешка». После этого под таким же названием открыла в городе две шахматные школы для детей. В этом году наш фестиваль вырос втрое, объединив более тысячи ребят из 12 стран. Погрузившись в шахматную тему, подумала: в России есть робот Chesska, в Германии – Kuka, пора бы разработать собственную модель.

От задумки до воплощения прошло около пяти месяцев. Своей инициативой Катерина объеди­нила разработчиков, партнеров и студентов, так что робот получился исключительно белорусским IT-про­дуктом. А потому и имя ему дали славянское – Анастасия (в честь нескольких известных шахматисток). Почему решили, что это все-таки девочка? Катерина так отвечает на этот вопрос:

– Вес робота – около 55 килограммов. Столько может весить только барышня. С помощью механической руки-манипулятора она расставляет и передвигает фигуры на электронной доске, нажимает на часы и исполняет танец в конце поединка, независимо от его исхода.

Робот Анастасия сыграла уже сотни партий

Всему этому робота «научили» студенты 4-го курса факультета электрон­но-информационных систем Брестского государственного технического университета. Анастасия Христолюбова, Алексей Редько, Сергей Аллакаев и Артем Скарубо создали программное обеспечение и связали три составляющие – «мозг», руку и электронную доску. Чтобы Анастасия одинаково хорошо могла справляться и с конем, и с пешкой, разработали и распечатали на 3D-принтере захват для клешни, подмечает Артем Скарубо:

Артем Скарубо
– Четыре месяца мы са­ми играли в шахматы и па­рал­лельно писали код для робота, у которого изначально уже был софт с набором ба­зовых команд. Теперь он знает все шахматные пра­вила и ходы. Поставить Анас­тасии мат очень сложно. Обыграть можно, только если дать ей меньше времени на партию. Обычно на ход робот за­трачивает 8–10 секунд, из них только одну секунду – на  обдумывание. 

На фес­тивале «Черная пешка» робот Анастасия стала самым желанным соперником для многих участников. Помимо детей сразились с ней и мастер Международной шахматной федерации ФИДЕ Дмитрий Буланов, и гроссмейстер Анатолий Карпов. Чтобы к следующему турниру Настя стала еще умнее, студенты хотят наделить ее новыми навыками: научить петь гимн, шутить, комментировать партию, играть одновременно на нескольких досках и видеть соперника.

КСТАТИ

Студенты БрГТУ Алексей Редько, Сергей Аллакаев, Анастасия Христолюбова и Артем Скарубо с проектом «Разработка системы управления роботом по одеванию топеров» стали победителями зонального этапа «100 идей для Беларуси» в Бресте.

zubkova@sb.by

Фото из личного архива Катерины Таберко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter