
Председатель Гродненского облисполкома Юрий Караев начал издалека, обратившись к собравшейся общественности:
— Недавно Глава государства задал риторический вопрос, дескать, не слишком ли много денег выделяется на мемориалы? И сам, не дождавшись реакции зала, ответил, что нет, не достаточно. Каждая нация в каждой стране гордится своим прошлым, просто у каждого оно свое. У одних оно захватническое, пиратское, варварское, а у нас — это стремление к миру, созиданию. Никогда мы не были нацелены на захват чужих территорий. И почему-то всегда нападали на нас, пытаясь уничтожить, стереть с лица земли, и эта последняя страшнейшая война — тому подтверждение. Не устаю повторять, что весь этот «гитлеровский Евросоюз» напал на наши просторы, вынашивая планы расселить здесь своих жителей, уничтожив 75 % белорусов, а 25 % — превратить в рабов. И эта попытка не удалась, благодаря необыкновенной стойкости советского народа. К сожалению, ростки фашизма в последнее время прорастают и укрепляются. Опасность не исчезла. И чтобы не воевать с оружием в руках — надо воевать за сердца и головы людей. Мы осознаем опасность забвения с помощью очень искусной пропаганды. Конечно же, ставка на те поколения, которые не испытывали трудности, которые не знают, что массовому интернету всего несколько десятилетий. Никому из них прадеды не рассказывали, что творилось на этой земле 80 лет назад.
Глава региона отметил: долг каждого белоруса — помнить всех, кто был похоронен на многострадальной белорусской земле:
— На этом месте, где сегодня установлено «Древо жизни», материализовалась память, и важно на таких примерах передавать ее от поколения к поколению. Сражения вооруженных сил, армий между собою совершенно не имеют отношения к тому, что мы сегодня здесь чтим. Потому что армии воюют, побеждают друг друга, убивают на войне, берут в плен, но только фашисты, только нелюди убивают пленных, мучают их и уничтожают. Псевдоисторики Запада и пропагандисты пытаются замылить историю, отвлечь внимание от преступлений фашизма, но это недопустимо.
Шталаг-324 называли фабрикой смерти. Он был построен нацистами в июле — ноябре 1941 года. Площадь лагеря в 50 гектаров была обнесена колючей проволокой в два ряда, между которыми находились караульные собаки. По периметру, на расстоянии 100 метров друг от друга, располагались вышки с пулеметчиками. Военнопленные содержались в 96 землянках — всего около 36 тысяч узников.
Установлено, что в лагере погибли свыше 18 тысяч человек, остальные были вывезены в нацистское рабство. Лагерь для военнопленных существовал до осени 1942 года. С этого времени на территории шталага содержалось гражданское население. Здесь был создан транзитный и пересыльный лагерь Колбасино. В наши дни благодаря специалистам поискового подразделения 52-го отдельного специализированного поискового батальона были обнаружены останки советских воинов и мирных граждан, жетоны и фрагменты обмундирования военнослужащих. Установлены имена 1,6 тысячи жертв лагеря Шталаг-324, которые увековечены на мемориальном комплексе.



