Белорусская мифология насчитывает около 500 персонажей

В гостях у жевжика с евником

С высоты нашего цивилизованного века может показаться, что жизнь белорусов в старину была невероятно скучна и лишена всяких красок. Ни тебе сериалов, компьютерных баталий, виртуальной сети. Чем было развлечься людям в свободное от работы время? А вот и было чем — уверяют этнографы и краеведы. Будни наших предков наполняли яркими впечатлениями представители параллельного мира — почти 500 персонажей хранит белорусская мифология: домовые и подобные им особи, «населявшие» дома, леса, поля, реки. Диковинный народ может и сегодня послужить культуре и делу, если его вернуть из забытья.

Выставка героев белорусских сказок, мифов и легенд. Мифологический персонаж дедка помогал разбогатеть.

Богов греческого Олимпа мы перечислим с закрытыми глазами. О том, кто такие покемоны, знаем доподлинно. Хоббиты обожаемы не только детишками, но и взрослыми. Сказочный продукт, взятый из прошлого или придуманный в настоящем, идет на ура. Но что нам известно о персонажах белорусского фольклора? Петр Цалко, заведующий филиалом Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Федора Шклярова, уверен:

Евник заботился о сохранности  и сушке снопов.

— Есть момент, которым белорусы могут гордиться. Например, греческую мифологию изучают только по историческим документам и литературным произведениям. А вот у белорусов в какую хату ни зайдешь, услышишь: «Я сама видела или моя мама говорила». Когда мы выезжаем в этнографические экспедиции, то слышим десятки таких историй: «У домовенка лапочки мягонькие, как куделя, смех — колокольчиком...» Но вот издания, записи — это одно. Хорошо бы показать богатейший культурный пласт фольклора и своим жителям, и туристам. Некоторое время назад витала идея создания в Лельчицах музея белорусской мифологии. Именно на Полесье особенно много таких повествований.

Появится ли музей потусторонней реальности на Гомельщине, сказать пока трудно. Но идея уже обретает осязаемые черты в виде открытого проекта LIPA.CLUB, который три года назад затеяли молодые люди разных профессий, объединившиеся вокруг восстановления усадьбы Обуховичей в деревне Великая Липа под Несвижем. Именно энтузиасты и взялись за популяризацию белорусской мифологии. Куратор проекта Павел Орлов, программист минской IT–компании, рассказывает о случайном пересечении с параллельным миром:

— Изучая историю усадьбы, неожиданно для себя открыли самобытность родного фольклора. Герои, которые были описаны в преданиях, не абстрактны и не отвлечены от жизни. Они рядом. И вот мы решили воссоздать эти образы и поселить в Великой Липе. А пока усадьба реконструируется, коллекцию мифологических героев, растущую день ото дня, показываем в городах Беларуси.

Именно такая выставка сейчас работает в гомельском дворце Румянцевых и Паскевичей. Ее основа — объемные фигуры фольклорных персонажей, выполненные скульптором Антоном Шипицей на основе иллюстраций известного графика Валерия Слаука. Со всех сторон выставочного зала мерцают желтые глазищи. Музейщики посмеиваются: как их встретили дворцовые привидения? Будем думать, гостеприимно. Уж очень обаятельны некоторые из «гостей». 

Домовуха — хранительница очага.

Вот коренастый лохматенький евник с пучком колосков в лапе. По преданиям, хозяйственник–хлопотун, заботившийся о сохранности и сушке снопов. Обычно его можно было встретить возле печи. Зашевелится сажа в уголке, оплетенная паутиной, сверкнут глазенки — значит, евник явился собственной персоной.

В полевых делах крестьянам также помогал житень — седой дед решительного нрава. Если видел бесхозяйственность, мог наказать неурожаем.

Почитали в деревнях и жевжика. На вид — сухонький поджарый пенсионер с бородкой. Заправлял делами на реках и озерах. Зато быстро приходил на помощь тем, кто терпел бедствие на воде, протягивая свой шест.

Немалый ажиотаж на выставке вызвал и еще один герой из прошлого — дедка. По легенде, помогал разбогатеть. Встретится дедке бедняк — скоро зазвенят монеты у него в кармане. Богатый окажется на его пути — поможет разобраться с проблемами. Он же держал под контролем и клады в укромных местах. Мог намекнуть мерцающим красным огоньком, где нужно копать. Правда, тут важно было соблюсти правило: кинуть шапку на указанное место, иначе сокровищ не видать — уйдут глубоко под землю.

Сколько созданий — столько и преданий. Домовик и домовуха — хранители очага. Шатаны и злыдни — сбивающие добрых людей с толку. Зюзя и Мороз — хозяева зимней поры. Вот бы прикупить хоть одного миниатюрного героя для оживления собственного квартирного пространства! Павел Орлов меня хорошо понимает:

— Мы уже сделали мини–образцы наших персонажей, которые могли бы продаваться. И этим тоже хотим показать, что белорусская мифология еще и настоящий Клондайк для коммерческих проектов. Одежда, сувениры, туристические маршруты, компьютерные игры и книги — все это может обрести узнаваемые черты героев белорусских мифов и легенд. Приносить миллионы долларов нашей экономике равно так же, как и в других странах, где подобное направление уже развито. Думаю, все это вопрос ближайшего времени.

dralukk73@mail.ru

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter