Судьбы прототипов героев детских книг были необычны

В гостях у сказки

Мы охотно читаем о юных артистах, сыгравших в любимых фильмах нашего детства. Обычно фишка таких материалов в контрасте: вот, мол, кто вырос из очаровательной Мальвины и озорного октябренка, печально видеть. Не менее контрастны и судьбы тех, кто стал прототипом героев детских книг.

Алиса


Самая известная девочка, ставшая героиней сказки, — Алиса Лидделл. Десятилетняя Алиса с двумя сестрами в сопровождении коллег своего отца, декана Оксфордского университета, отправилась на лодочную прогулку по Темзе. Преподаватель математики мистер Чарльз Доджсон по просьбе маленькой пассажирки на ходу стал сочинять сказку, героиней которой была Алиса. Сказка понравилась, мистер Доджсон пообещал записать ее... Это случилось 4 июля 1862 года. День рождения литературного шедевра — книги «Алиса в стране чудес». Себя автор тоже поместил в книгу — в виде смешной птицы Додо. На обложке же он подписался: Льюис Кэрролл.

Алиса росла действительно необычной: прекрасно рисовала, даже брала уроки у художника Джона Рескина. Была фотомоделью. Говорят, то ли в нее, то ли в ее сестру влюбился младший сын королевы Виктории Леопольд — во всяком случае, он назвал дочь Алисой и был крестным отцом второго ребенка Алисы Лидделл — Леопольда. Замуж Алиса вышла довольно поздно, в двадцать восемь лет, за бывшего студента Доджсона, стрелка и крикетиста Реджинальда Харгривса. Родила троих сыновей. Двое во время Первой мировой войны погибли. Муж умер. Алиса оказалась на грани разорения. Чтобы заплатить за дом, продала на аукционе экземпляр рукописи Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы под землей». Умерла в возрасте 82 лет. На ее надмогильной плите возле настоящего имени выгравировано: «Алиса из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Михасёк

Якуб Колас много писал для детей — в конце концов, он же был учителем. Нередко героями его произведений становились его же дети, особенно младший сын Михась. Поэма «Мiхасёвы прыгоды», написанная в 1934 г., — это именно про него. Городской мальчик всю зиму тяжело болел, а летом его отправили на свежий воздух.

Дзе ж Мiхась знайшоў прыпынак

У свой летнi адпачынак?

Адкажу вам за Мiхася:

У пасёлку пры калгасе.

I мясцiнка самавiта:

Там шумела морам жыта,

А ячмень, густы, зялёны,

Адбiваў усiм паклоны.

Михась Константинович Мицкевич живет и сегодня, он — доктор технических наук, изобретатель, лауреат Государственной премии. Почему именно о нем писал отец, объясняет так: «Па–першае, мае старэйшыя браты жылi, можна сказаць, без бацькi, калi ён быў мабiлiзаваны ў армiю, калi жыў далёка ад сваёй сям’i. I, канечне, паўплываць на выхаванне сыноў, убачыць, што адбываецца ў сям’i, не мог. А пазней ужо з меншым, са мною, ён i ў лес у грыбы хадзiў, i каля вогнiшча разам сядзелi...»

Михась Константинович уверяет, что все события поэмы соответствуют реальности. Только изменены некоторые имена. Да Главлит заставил выбросить слово «псяюха», которое посчитал ругательным, и строка о том, как Михасек сражается с гадюкой: «Каб больш не было яе духу,// На агонь палажылi псяюху», приобрела вид «Каб больш не было яе паху,// На агонь палажылi кусаху».

Питер Пэн


Если вы смотрели фильм о создателе Питера Пэна Джеймсе Барри «Волшебная страна», разочарую: там сплошь выдумка. С семьей Дэвисов Барри познакомился задолго до смерти главы семьи. Младший ребенок, Майкл Ллевелин, действительно стал прототипом Питера Пэна и действительно рос нервным ребенком, которому снились кошмары о пиратах. Барри стал опекуном братьев Дэвисов после смерти их родителей. Майкл окончил Итон, какое–то время изучал искусство в Сорбонне, затем поступил в Оксфорд. Его считали блестящим молодым человеком, подающим надежды поэтом... Незадолго до своего двадцать первого дня рождения Майкл утонул в водоеме у плотины вместе со своим близким другом Рупертом Бакстоном средь бела дня, при ярком солнце и отсутствии волн. Обстоятельства трагедии не ясны до сих пор: то ли Бакстон пытался спасти плохо плававшего Майкла и не справился, то ли оба решили покончить с собой.

Суок

Бледное личико, серые внимательные глаза, короткие растрепанные волосы... Она наклоняла голову чуть–чуть набок и смотрела снизу, внимательно, лукаво...


Такой в сказке «Три толстяка» предстает перед нами отважная Суок, актриса балагана, имеющая двойника — куклу. Ее имя значит — «вся жизнь».

Но прототипом Суок была вовсе не маленькая девочка.

1918 год. Одесса. Молодые революционные поэты — Олеша, Катаев, Багрицкий и прочие — собираются в клубе «Зеленая лампа». Там и знакомятся с тремя сестрами, дочерьми австрийского эмигранта по фамилии Суок, Ольгой, Лидией и Серафимой.

Сестры Суок (героиня в центре).

Шестнадцатилетняя Сима Суок была младшей и самой озорной. Олеша полюбил ее без памяти. Называл Дружочком, как гимнаст Тибул — Суок из книги. Но Серафима вовсе не была такой верной, как списанная с нее героиня. Она несколько раз легкомысленно бросала Олешу ради других мужчин. Иногда возвращалась. Олеша все прощал. Затем, отчаявшийся, женился на сестре Симы, Ольге, красивой и сострадательной. Но всю жизнь любил Симу, которая после нескольких замужеств осталась подругой Владимира Шкловского, ради нее бросившего семью. Литературоведы, привыкшие «копать глубоко», усматривают двойственное отношение писателя к предательнице в том, что в книге она присутствует в двух ипостасях: милой девочки и бездушной куклы.

Пиноккио


Люди любят чудесные истории. Например, в рунете вот уже сколько лет ходит байка про то, как возле могилы итальянского писателя и революционера Коллоди на кладбище во Флоренции американские ученые якобы нашли могилу некоего Пиноккио Санчеса. Добились права на раскопки и — вуаля: там оказался похоронен карлик с деревянными протезами, сделанными ученым Карло Бестульджи. В носу покойника обнаружилась деревянная перегородка, вместо кишечника вживлен коровий. История карлика такова: якобы он пятнадцать лет служил в армии, участвовал в походе Суворова. В горах потерял конечности, а заодно и нос, после протезирования выступал в балагане и разбился, упав с каната. Даже цитируют письмо Коллоди, подтверждающее, что он вдохновился судьбой героического солдата.

Если кто–то из вас уже читал эту байку, опять разочарую: это фейк. В Италии не подозревают о существовании деревянного человека, прототипа Пиноккио. Очень напоминает недавнюю историю с пародийным эссе писателя Георгия Бартоша о героическом белорусском адмирале XVII века Еванове–Лапусине — стеб по поводу современного поэта Виктора Лупасина, ранее имевшего псевдоним Ыванов. Пародия была принята за историческое исследование и стала активно тиражироваться под заголовками «Запрещенный белорусский адмирал», попав даже на сайт некоего союза моряков.

Алёнка

«У Алёнкi вялiзныя, як сподкi, сiнiя вочы, нiжняя губка чапялою (адразу бачна, што характар будзе злёгку фанабэрысты i самастойны), тугое, як мячык, цельца i ножкi, якiя цэлы дзень тупаюць па доме, садзе i гародзе. Гэта тып дзiцёнка–шкоднiка. I гэта вельмi добра, таму што менавiта з такiх атрымлiваюцца потым вартыя чагосьцi людзi».

Это рассказ Владимира Короткевича «Як звяргаюцца iдалы». Его героиня, упомянутая Аленка, — племянница писателя, у которой «ёсць яшчэ дзядзька, якi зашмат думае над светавымi праблемамi. Гэты дзядзька больш за ўсё любiць важдацца i няньчыцца з ёю i, адчуваючы на каленях яе цеплыню, шмат успамiнае. I тады твар яго робiцца змарнелым i пяшчотна сумным».

Это Короткевич про себя... Рассказ трогательный, о том, как малышка преодолела свой страх перед чудовищем — пылесосом.

Сегодня Аленка, Алена Синькевич, вместе с мужем живет в квартире Владимира Короткевича и бережно хранит память о нем. Хоть по профессии она не гуманитарий, разбирает архивы дяди, готовит публикации, участвует в мероприятиях его памяти. В мемориальный кабинет писателя, где все сохранилось, как при его жизни, приходят посетители.

Робин

А вот прототип мальчика Робина, хозяина Винни-Пуха, подтверждается стопроцентно: это сын писателя Алана Милна Кристофер Робин. И мишка игрушечный у него был, и сказку отца с удовольствием слушал, даже стихи к ней сочинял.


Зато когда подрос, понял, что быть сказочным героем совсем не радостно. В школе Кристофера дразнили, спрашивая, где его Винни-Пух. Милн–младший перестал представляться Робином и скрывал свои родственные отношения с известным писателем. Во время Второй мировой войны Кристофер отставил Кембридж и ушел на фронт. Каково же было его раздражение, когда и там несчастного достала слава «хозяина Винни-Пуха» и однополчане начали расспрашивать его о детстве. А что рассказывать? Что мать, красавица Дороти, вышла замуж за Алана Милна по расчету и семейному очагу предпочитала светскую жизнь? Что отец вечно запирался в кабинете, а мальчика в основном воспитывала няня?

Кристофер женился на двоюродной сестре. Он мечтал стать писателем, но боялся, что его будут сравнивать с отцом. И они с женой открыли книжный магазин. Рождение дочери Клэр еще более увело от сказки — у девочки оказался церебральный паралич. Сам Кристофер умер в 75 лет от миастении. Написал он и книги, в основном о том, что ему, крайне застенчивому человеку, пришлось пережить из–за сочинений отца.

rubleuskaja@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter