Министерство культуры работает над совершенствованием механизма выплат на сохранение историко-культурного наследия

В гостях у призраков

Говорят, что в старых замках всегда селятся призраки и привидения. Спорить не берусь — темное дело! Но хватает вокруг замков и более внятных историй. Не тронутый ни Первой, ни Второй мировыми войнами, сегодня уникальный дворец графов Умястовских в Ивьевском районе представляет собой жалкое зрелище. Денег на реставрацию, как и щедрого покупателя, нет. В Беларуси немало памятников в таком же заброшенном состоянии, однако решение по их спасению было найдено, оказывается, еще 10 лет назад. Тогда появился Указ «Аб некаторых пытаннях аховы гiсторыка–культурнай спадчыны», предусматривающий создание спецфонда по поддержке культуры и искусства. Документ обязывал арендаторов помещений, которые отнесены к историко–культурному наследию, отчислять 5 процентов от годовой прибыли на восстановление исторических сооружений. Дело благое. Но, как выяснила Генеральная прокуратура, важный социальный проект, по сути, был похоронен.

Фото Александра БУДАЯ

Почему так вышло?

Отвечает старший прокурор отдела Генеральной прокуратуры Артур Петросян: «Одни не платили, а другие и не требовали. Местные органы исполнительной власти, которые знают ситуацию на местах, отвечают за реализацию указа и заключение соответствующих договоров с предприятиями, мягко говоря, весьма нерешительно исполняли закон. Так происходило по всей стране, несмотря на предусмотренные штрафные санкции: 0,01 процента от неуплаченной суммы за каждый день просрочки».

В одном только Минске прокуроры установили около тысячи организаций, которые должны были вносить лепту в сохранение памятников, но не делали этого. Находятся они в старинных зданиях по улицам Интернациональной, К.Маркса, в Верхнем городе, по улицам Московской, Революционной, проспекту Независимости и других. Это многочисленные кафе и рестораны, магазины и офисы.

Вполне логично: если предприятия занимают столь уникальные сооружения, расположенные в историческом центре города (а это дополнительные преференции для бизнеса), то они должны нести и дополнительные расходы. Так во всем мире. Допустим, в Лондоне люди за свою однокомнатную квартиру в исторической части города платят по 7 тыс. фунтов в год. В Беларуси размеры отчислений составляют всего 5 процентов от чистой прибыли. Причем речь о случаях, когда имела место перепланировка или возведение пристроек, обустройство ресторанов, летних террас, создание площадок для стоянок и подъездов автомобилей, устройство новых входных групп, крылец, козырьков, вентиляционных систем, внешних кондиционеров, встроенных банкоматов и т.д. Если организация, как, к примеру, Белорусское общество Красного Креста по улице Карла Маркса, изменений в строение не вносила, то и вопросов к ней нет.

Старые улицы пестрят табличками. А значит, всем организациям, разместившимся здесь, нужно заботиться и о сохранении культурного наследия.
Фото  Артура  ПРУПАСА.

Порой моему собеседнику приходилось слышать от предпринимателей: мол, вы губите бизнес на корню, сковываете деловую инициативу:

— Согласитесь, 5 процентов годовых от чистой прибыли — после выплаты зарплат, налогов, прочих трат предприятия — не та сумма, которая бременем ложится на бизнес. Теперь посмотрите с другой стороны: из фонда финансируется восстановление памятников, церквей, замков, идут отчисления на поддержку творческих коллективов, на премии «За духовное возрождение». И если мы говорим о социально ответственном бизнесе, то участие в такого рода программах должно быть для него честью.

Также указ предусматривал 25–процентные отчисления от прибыли, если деятельностью арендаторов историко–культурному наследию или зоне его охраны причиняется вред. Средства должны перечисляться на специальный внебюджетный счет Министерства культуры. Кстати, именно на Минкульт возложено методическое, организационное содействие, а также контроль за своевременностью отчислений и полнотой выплаты компенсации.

Прокуратура, как и положено, требует исполнения закона. К этому чиновников эксплуатационных служб, руководителей исполкомов, бизнесменов пытались склонить гуманно — актами прокурорского надзора. В итоге за непродолжительное время удалось собрать более 450 тысяч рублей. За эти деньги реконструируют не похожую ни на один храм в мире Свято–Борисо–Глебскую Коложскую церковь — архитектурную жемчужину старинного Гродно, уникальный памятник древнего православного зодчества XII века Беларуси и всей Восточной Европы. Православная святыня, история которой насчитывает уже девять столетий, включена в предварительный Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Средства также направлены на восстановление княжеской башни Кревского замка (Сморгонский р–н) и Спасо–Преображенской церкви — шестистолпного одноглавого храма православного Спасо–Евфросиниевского монастыря в Полоцке, построенного в середине XII века.

Артур Петросян не скрывает: указ в должной мере не работал еще и потому, что не до конца были понятны нюансы, некоторые моменты все же требуют уточнений. Минимизировать неясности призвана созданная при Минкульте группа. Ожидается, что уже к концу этого года специалисты представят на рассмотрение усовершенствованный механизм взимания выплат.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter