В поисках утраченного. Гостиницы Минска на рубеже XIX – XX веков

В гостях как дома

Через несколько дней в Минске во всю ширь и мощь развернутся II Европейские игры. Первые гости уже прибывают. Почти на две недели их домом станут столичные отели. И задача хозяев — сделать все возможное, чтобы дом, хотя и временный, обладал постоянной притягательностью уюта, удобства, неизменной доброжелательности и сердечности. Тем более что традиции гостеприимства в Минске были заложены издавна. О чем и напоминает наш очередной выпуск рубрики «В поисках утраченного».

Минск. Гостиница «Ливадия». Начало ХХ в.

На представленных почтовых открытках и фотографиях начала ХХ века только часть действовавших в городе отелей, небольших гостиниц. На самом деле их открывалось значительно больше: не менее трех десятков всех мастей и калибров, на любой вкус и кошелек. «Ново-Берлин», «Старо-Берлин», «Кронштадт», «Либава», «Вена», «Полтава», «Рояль», «Швейцария», «Московская», «Гранд Отель», «Рига», «Дагмара», «Ново-Варшавская»… С ресторанами, буфетами, телефонами в номерах, ванными комнатами. И даже лифтом, как в «Европе». Как в «Европе» — во всех смыслах: в гостинице с названием «Европа» и в соответствии с европейскими стандартами отельного сервиса. 

* * *

«Европа», Губернаторская, 1, дом Поляков.

Минск. Гостиница «Европа». Начало ХХ в.

Среди лучших гостиниц «Европа» лидировала по фешенебельности. Воссозданная в наше время, она и сегодня — отель премиум-класса. А сто лет назад реклама характеризовала ее самой большой на территории Беларуси, хотя начиналась она с двухэтажного строения. В 1913 году, после реконструкции, здесь имелось уже 130 гостиничных номеров. В каждом — телефон, рукомойник, электрическое освещение, центральное водяное отопление, ванна. К поезду встречать гостя высылали автомобиль или экипаж. Посетителей приглашали известный ресторан А.Г.Саулевича, дамская и мужская парикмахерские, читальный зал, книжный магазин. И да, как мы уже упомянули выше, это было единственное на тот момент здание с лифтом в Минске. Кстати, ресторан имел пивной «профиль»: сюда завозили лучшее в Минске пиво с местного пивзавода «Богемия» Лекерта. Надо отметить, что в те времена пиво по своей цене относилось к разряду напитков, доступных далеко не всем.

В гостинице собиралась местная и заезжая богема, бывали Марк Шагал и Владимир Маяковский. В ресторане гостей развлекали пикантные музыкальные оркестры — дамские: румынский и венский.

* * *


«Одесса», угол Захарьевской и Богодельной, 61/21, дом Машкилейсона.

Минск. Гостиница «Одесса». Начало ХХ в.

По информации из книги «Минск сто лет назад» историка Захара Шибеко, здание стояло на месте современного книжного магазина «Центральный». Номеров в «Одессе», конечно, было поменьше, чем в «Европе», — всего 39. Но при гостинице также действовал ресторан, и весьма популярный, — «Медведь» В.Голуба. Здесь, подобно ресторану-варьете «Аквариум» (который работал как ночное заведение), гостям, кроме хорошей кухни, предлагали музыкальные представления. Имелись отдельные кабинеты с входом со стороны улицы Богодельной (теперь улица Комсомольская).

 * * *


«Ново-Московская», угол Захарьевской и Губернаторской, 84/28, дом Мельцера.

Минск. Гостиница «Ново-Московская». Начало ХХ в.

На улице Захарьевской, как и положено главной авеню города, вообще действовало много гостиниц. В их числе и «Ново-Московская»: 30 номеров и опять-таки ресторан. Но более ее выделяла кондитерская «Константинопольская», принадлежавшая турецкой семье Офли. Заведения Офли — булочные, кондитерские — уже тогда представляли небольшую сеть и пользовались популярностью у горожан и гостей Минска.

Дом Мельцера располагался там, где сейчас стоит здание Национального банка.

* * *


«Гарни», угол Захарьевской и Богодельной, 64/36.

Минск. Гранд-отель «Гарни». Начало ХХ в.

Гостиница Ленских, 49 номеров, ресторан.

В этом доме жила семья Холмских, с которой связана история романтическая и трагическая одновременно. Вот как описывает события З.Шибеко.

В 1908 году в минской тюрьме сидел эсер А.В.Ерохов, которого соратники собирались оттуда вызволить. Связь между арестованным и эсеровской организацией осуществлялась через невесту Ерохова, 19-летнюю гимназистку Веру Холмскую. Однако побег из тюрьмы провалился. Когда же на квартиру к девушке пришли с обыском, та в отчаянии выбросилась на мостовую с четвертого этажа и разбилась.

В 1920-х годах в бывших гостиничных номерах жили студенты рабфака БГУ.

* * *


«Париж», угол Захарьевской и Петропавловской, 88/26, дом Брауде.

Минск. Гостиница «Париж». Начало ХХ в.

Гостиница А.Я.Пильда на 26 номеров и с рестораном стояла примерно на нынешнем перекрестке проспекта Независимости и улицы Энгельса, там, где сейчас расположилась Малая сцена Купаловского театра.

* * *


«Виктория», улица Захарьевская, 60, дом Чарянкина.

Минск. Захарьевская улица, слева гостиница «Либава», справа гостиница «Виктория». Начало ХХ в.

Да, уже тогда в Минске существовала своя «Виктория». Правда, в отличие от нынешней, небольшая — всего на 11 номеров. Ее владельцем значился Х.А.Шапиро.

* * *


Также невелики были гостиницы: С.Г.Махлина «Мачиз», угол Богодельной и Преображенской, 17/10 — 16 номеров; Б.М.Футера «Ливадия» на Койдановской, 20, в доме Фишера — 11 номеров, располагавшаяся рядом с женской гимназией Рейман. Но и эти заведения, и другие, независимо от их масштабов и наличия лифтов и ресторанов, исправно служили прекрасному делу гостеприимства. Мы сегодня его продолжаем.

Минск. Отель «Мачиз». Начало ХХ в.

Приезжайте в Минск, дорогие гости, и чувствуйте себя как дома!

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter