В гости к графам Толстым

В белорусской деревне Грудиновка жили родственники великого писателя
В белорусской деревне Грудиновка жили родственники великого писателя

Ни один человек, любящий свою страну, не сможет остаться равнодушным к уголку земли, где живет. Историей удивительно красивой деревни Грудиновка в Могилевской области я заинтересовался еще в начале 1950–х годов, когда приехал туда молодым выпускником медуниверситета.

Грудиновский дворец и парк на протяжении нескольких столетий принадлежали графам Толстым. В Центральном историческом архиве в Ленинграде я нашел о них много информации. Оказалось, что все семьи Толстых, проживавших до революции в Петербурге, имели общего предка — фландрского графа Индрика Монского, в XIII веке оказавшегося в Чернигове. Его правнук Андрей Харитонович переехал в Москву, где получил от великого князя Василия Темного кличку Толстой. Прозвище и стало фамилией.

Среди потомков графа Монского были военные, государственные деятели, художники, писатели, в том числе и великий классик русской литературы Лев Николаевич Толстой. После первого раздела Речи Посполитой граф Дмитрий Александрович Толстой в дар от Екатерины II получил имение в Грудиновке. В архиве я сумел найти документы с личной подписью его сына Павла. А вот сыну самого Павла Дмитриевича Дмитрию суждено было стать последним грудиновским графом по мужской линии. Он рано умер, как и его дед, был похоронен в местной церкви, а хозяйкой поместья стала его вдова Александра Григорьевна Толстая из старинного княжеского рода Щербатовых. Удивительно, но в середине прошлого века мне удалось застать людей, которые помнили последнюю хозяйку имения и даже работали у нее. Они рассказывали, что графиня в трех километрах от Грудиновки построила больницу, приглашала туда лучших врачей и оплачивала их труд. Приезжая на лето в Грудиновку с дочерьми, она навещала больных, а деткам, родившимся в больнице, вручала комплекты для новорожденных. Эта больница, в которой довелось отработать и мне, просуществовала 90 лет, а после чернобыльской аварии была переведена в графский дворец. Теперь она упразднена, а рядом с дворцом в новом здании, возведенном в 1960–е годы, работает амбулатория.

Мне повезло работать с акушеркой Меланией Петровной Сирман, которую принимала на работу в больницу сама графиня еще в 1915 году! Эта женщина на всю жизнь запомнила встречи с Александрой Толстой, очень доброжелательной и простой в общении.

При Александре Григорьевне имение поражало своей ухоженностью. Здесь был уникальный парк с разнообразными деревьями, прекрасный сад, оранжереи с персиками, работал винокуренный завод. В начале XX века графиня построила и дворец.

После революции Толстые покинули родину, графиня Александра Григорьевна умерла в Париже. А ее имение стоит и поныне. И сегодня графские парк и озеро — наши любимые места отдыха. Правда, от старости деревья стали гибнуть. А дворец после ухода последних жильцов, детей, больных ревматизмом, стал добычей мародеров... Мы, местные жители, с болью смотрели на то, как коррозия начала разрушать кровлю здания, и думали, что надежды на спасение поместья уже нет.

Однако в настоящее время Грудиновка преображается: здесь планируется создать агрогородок. Уже благоустроены дороги, проложены тротуары, на улицах появилось освещение. Капитально отремонтирован сельский Дом культуры. Несколько раз к нам приезжал наш губернатор Борис Васильевич Батура. Его очень заинтересовала судьба старинного поместья и парка. Сейчас заповедник навещают специалисты из Горецкой сельхозакадемии. Такое пристальное внимание к памятнику природы и архитектуры вселяет надежду на то, что он будет спасен. Местные жители мечтают и о времени, когда через Грудиновку проляжет один из туристических маршрутов.

Калман КУГЕЛЬ, заслуженный врач БССР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter