В городе дрались на кулачках, а в деревне “дужались”

У древних белорусов была своя система единоборств В Минске прошел международный фестиваль по народным видам борьбы. Проводился он впервые, а потому собрал совсем небольшое число стран-участниц — Беларусь, Иран и Украину. Иранцы представили национальную систему физической подготовки “Зурхане”, украинцы — свою борьбу на поясах “Алыш”. А вот что покажут белорусы — для нас было загадкой. Мы считаемся нацией мирной и невоинственной, а тут — национальные виды борьбы.

— А что вы удивляетесь? — не понял нашей реакции Геннадий Адамович — старший преподаватель Белорусского государственного педагогического университета им.М.Танка, исследователь славянских единоборств. — С 1240 по 1410 год зафиксировано 250 набегов на территорию Беларуси самого лучшего войска тогдашней Европы — Тевтонского ордена. Надо же было белорусам как-то выживать. У наших предков существовала целая система физической подготовки. Борьбой занимались все, это было нормальным явлением. Люди так показывали свою силу. Мужчина должен был уметь не только обрабатывать землю, но и охотиться, защищать свою семью. Все это требовало ловкости. Бороться начинали с самого детства.
— Может, турниры проводились между деревнями?
— Турниров не было, а боролись в основном на выгоне — месте, куда выгоняют коров. Раз в неделю — как правило, по воскресеньям — взрослые подначивали младших побороться, и те “дужались”. Иногда им даже давали какое-нибудь угощение за победу.
— Как еще белорусы показывали свою удаль?
— Ходили драться стенку на стенку деревнями. Эта забава тоже возникла не на пустом месте. Киевский князь Святослав изменил структуру построения славянского войска. До него славяне выстраивались клиньями, а он их ставил стенкой. В стенке, как правило, стояли обычные горожане. Чтобы научить их драться, Святослав и придумал бои стенка на стенку. Вот городские и дрались — на кулачках. Из города эта игра перекочевала в деревню. В драке стенка на стенку существовали все моменты, характерные для настоящей битвы, — и засадный полк, и зачинщики. Также были свои правила.
— Но считается, что мы, белорусы, — мирные люди...
— Это вовсе не значит, что наши предки не могли за себя постоять. Помню, как мой дед, живший в Налибокской пуще, не понимал: как это выйти на улицу без ножа? Нож был обязательным атрибутом мужчины, и не только для того, чтобы с кем-то резаться (хотя разбойников, особенно в старину, хватало), но и чтобы не пропасть в лесу. А знаете, после чего царь Алексей Михайлович запретил русским драться на дуэлях с иностранцами? Ему доложили, что
16-летний литвин убил поединщика, очень известного в России, который перед этим выиграл 20 боев. Или такой факт. Известно, что русские офицеры, расквартированные в недавно присоединенной по разделу к России Речи Посполитой, очень часто гибли. Местная шляхта провоцировала их на дуэль. Причем дуэль велась не на пистолетах, как в Европе, а на саблях. И шляхтичи во владении саблей, как правило, оказывались искусней офицеров. Фехтование, к слову, преподавалось в школах. Школярам во время перерывов рекомендовали фехтовать два на два (эта техника называется “пальцаты”).

  Ценилась сила рук и ног

Мужчины всегда любили покрасоваться. Белорусы — не исключение. Испокон веков существовали забавы, где можно было показать свою удаль. Мужики ломали толстые палки, гнули подковы и монеты, поднимали тяжести одной рукой и даже пальцем. Спорили, кто кого перетянет руками или кто у кого вырвет из рук палку. Ну и, конечно, боролись. О самых распространенных видах борьбы нам рассказал Геннадий Адамович.

Борьба “волотов” (“на крест”)
В народных белорусских легендах первые люди отличались нечеловеческими размерами и силой. Согласно преданиям волоты боролись “на крест”: они обхватывали соперника так, чтобы одна рука находилась на плече, а другая — под мышкой. При захвате образовывался крест. Побеждал тот, кто первым бросит своего оппонента на землю. Кстати, крест был распространенным языческим символом, и церковь только в IV веке приняла его в качестве своей эмблемы. Борьба “на крест” была частью традиционных языческих обрядов славян.

Борьба “асилков” (“за паясы”)
Асилки давно пришли на нашу землю — рослые и сильные, как дубы. Могли спокойно вырвать сосну с корнем или поднять огромный валун. Этим, видимо, и определена тактика их борьбы. Они хватали друг друга за пояса, а классическим приемом было отрывание противника от земли с последующим броском на нее. Пояса у древних имели мистическое значение. Считалось, они не давали душе покинуть тело.

Борьба “людей”
Это борьба была наиболее приближена к реальной жизни. Техника бросков очень похожа на применяемую в дзюдо и самбо, но только без использования ног. Броски проводятся через спину, бедро, плечо с захватом одежды.

Борьба “по-цыгански”
Борцы ложатся друг против друга, а их ноги образуют прямой угол. Существует несколько разновидностей этой борьбы. Где-то надо отодвинуть ногу противника подальше от себя, где-то — отвести ее в сторону.

  Кстати По-японски — ниндзя, по-белорусски — “вiж”

Ниндзями в Японии называли разведчиков-диверсантов. Они специализировались на убийствах, шпионаже, поджогах, похищениях, провокациях, организации мятежей — в общем, древний вариант современных спецслужб. Оказывается, подобное подразделение существовало и в Великом княжестве Литовском. Его возглавлял оршанский староста и кашталян (начальник гарнизона) Филон Кмита-Чернобыльский. Его агенты (их называли “вiжамi”) следили буквально за каждым шагом Ивана Грозного. Кажется, Филон преуспел в своей работе. Его ввели в ранг сенатора с номинальным титулом смоленского воеводы. Это была высокая награда для служивых людей, происходивших не из знатного рода.


 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter