В чем духовная сила древнего города Белыничи

В городе белых ночей

Наш корреспондент побывала в Белыничах, ставших в этом году столицей Дня белорусской письменности, и выяснила, в чем духовная сила древнего города.

Фото Андрея Сазонова

Белыничскую икону Божией Матери, признанную чудотворной, можно по праву назвать одной из самых загадочных белорусских святынь. История ее появления окутана тайной и имеет несколько версий. Самая распространенная нашла отражение непосредственно в Акафисте Белыничской иконе.

Светлый образ из прошлого

По преданию образ оказался на Могилевщине в XIII веке. После разгрома Киева татарскими войсками Батыя монахи, взяв древнюю икону византийского письма, ушли на север в леса. Свой путь они завершили на берегу реки Друть, где основали церковь Святого Илии Пророка и мужской монастырь. Первое чудо икона явила уже в первую ночь на новом месте — она просияла во время всенощного бдения. Необъяснимые лучи света от образа Богородицы появлялись и позже. Местечко впоследствии прославилось своими «белыми ночами», оттого позже и прозвали его в народе Белыничами. В 1596 году после подписания Брестской унии Ильинский храм был обращен в униатский, а затем разрушен.

Фото Алексея Столярова

По другой версии явление чудотворной иконы в Белыничах произошло в первой половине XVII века в местном кармелитском монастыре, основанном канцлером Великого Княжества Литовского Львом Сапегой. Если верить легенде, католические монахи долго, но безуспешно пытались найти в окрестных местах художника, способного написать икону Божией Матери для своего костела. Отчаявшись, они обратились с молитвой к Богу. На следующий день в монастырь явился ангел в образе юноши-паломника, который назвал себя художником и, пока монахи пели молитву Богородице, написал на доске лики Богоматери и Младенца Христа в золотых одеждах.

Любопытно, что каждая из конфессий всегда придерживалась своего предания о явлении иконы, а вот почитали ее все одинаково. На протяжении нескольких веков она переходила из одного белыничского храма в другой. На это указывают многочисленные списки образа, которые дошли до наших дней как в православной, так и в католической манере иконописи. А вот оригинал иконы бесследно исчез в 1941 году из могилевского спецхранилища (бронированной комнаты-сейфа) вместе с крестом Евфросинии Полоцкой и другими реликвиями.

Но даже эта утрата не стала препятствием для чудес на Белыничской земле. Если сегодня заглянуть в православную церковь, расположенную в центре города, то удивишься, как там красиво: на стенах иконы, написанные известными мастерами и вышитые вручную, роскошные подсвечники… Все это — дары верующих, которые когда-то пришли сюда помолиться и получили то, о чем просили.

Фото  БЕЛТА

Последнее большое чудо произошло в Белыничах всего десять лет назад, и его свидетелями в местном храме стали десятки тысяч наших современников. Список Белыничской иконы, который в XIX веке был писан по металлу, сначала начал благоухать, а спустя какое-то время замироточил. Появились публикации в местной прессе. Паломники хлынули поглядеть на чудо из всех уголков Беларуси, России и Украины. Их поток не иссякает до сих пор.

Камень, ножницы, икона

Поэтому нет ничего удивительного, что именно чудотворная икона украшает герб Белыничей. Она же послужила основой для новой достопримечательности города — скульптурной композиции, которую здесь торжественно открыли в минувшее воскресенье, в День белорусской письменности.

Трехметровый гранитный ангел с бронзовой иконой в руках — творение молодого могилевского мастера Александра Минькова. Работа уникальная, поскольку выполнена в технике вытинанки. Чтобы крылья стали ажурными, пришлось буквально резать камень, как бумагу.

— Хотелось создать скульптуру, которая, с одной стороны, подчеркивала бы духовные основы Белыничей, а с другой — выражала местный колорит, — рассказал автор композиции.

Бронзовый образ отливался по моделям Александра Минькова и не копирует полностью ни один из существующих ныне списков иконы.

Еще один подарок, который получили жители Белыничей, — православная часовня на Ильинской горе. Деревянную постройку возвели всего за пару месяцев именно на том месте, куда по преданию когда-то прибыли монахи из Киева. Это самая высокая точка в окрестностях, и теперь сюда от храма в центре города будут идти крестные ходы по праздникам. Первый состоялся воскресным утром 6 сентября.

Фото Андрея Сазонова

Собрание вдохновений

Оказавшись в Белыничах, нельзя обойти вниманием и обновленный художественный музей имени Витольда Бялыницкого-Бирули. Старое здание галереи фактически перестроили, расширив и добавив света. Несколько выставочных зон оснастили самыми современными экспозиционными технологиями.

Первую зону посвятили непосредственно знаменитому земляку-живописцу. Представленные здесь 27 работ Бялыницкого-Бирули предварительно тоже прошли своеобразное обновление — с картинами несколько месяцев работали реставраторы Национального художественного музея. Легкая расчистка, удаление загрязнений, склейка разрывов и укрепление пришлись очень кстати для творений на бумаге и картоне с более чем столетней историей. Кроме того, экспозиция пополнилась новой интересной работой — «Золотое полотно Витольда» кисти современного художника Виктора Альшевского. На холсте — портрет Витольда Бялыницкого-Бирули.

Вторая зона музея раскрывает историю Белыничского края. Основа экспозиции — предметы из коллекции Могилевского областного краеведческого музея. А главный экспонат тут — макет местечка, демонстрирующий, как выглядели Белыничи в XIX веке. Он во всей полноте раскрывает духовную составляющую истории города и показывает, как роскошно выглядел каменный костел на Монастырской площади и каким аутентичным был деревянный православный храм, возвышавшийся через дорогу от него. Увы, это единственное напоминание о былом архитектурном великолепии Белыничей. В 1970-х годах здание костела взорвали, а церковь разрушили еще раньше.

Однако искусствоведам удалось сохранить часть католических фресок. Несколько десятилетий они ждали своего часа в запасниках музея, и лишь год назад к восстановлению одной из них — «Восхождение на Голгофу» — приступили художники-реставраторы из Мстиславля братья Юрий и Николай Малиновские. Теперь она заняла центральный зал музея.

— Мы были в числе тех, кто 41 год назад снимал фреску со стен костела. Разбивали ее на квадраты размером 50х50 сантиметров, но продумывали так, чтобы разрезы не проходили через лики. Получилось около 50 фрагментов, каждый подписан, — рассказал Николай Малиновский. — Нужно все правильно расположить, аккуратно замазать швы, сделать тонировку морщин, провести реконструкцию недостающих фрагментов, кстати, они специально отличаются от авторского письма на несколько тонов.

К слову, в Могилевском краеведческом музее можно увидеть другую восстановленную фреску из стен белыничского монастыря. Фрагменты еще двух хранятся там же, но в запасниках. Есть шанс, что и они однажды снова предстанут в цельном виде.

Фото автора

В ТЕМУ

В издательстве «Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки» в этом году вышла книга «…І Маці Божай памалюся» журналиста и краеведа Михася Карпенко. Автор приводит уникальные сведения, как чудотворная икона влияла на историю Белыничей на протяжении столетий. В издании опубликованы фотографии всех возможных списков образа, находящихся как в белорусских храмах, так и за рубежом. Кроме того, Михась Карпенко собрал все существующие легенды, связанные с иконой. Например, и сегодня в Белыничах многие верят, что теплыми летними ночами в парке Липовая Роща можно увидеть Белую Панночку — Божию Матерь Белыничскую. А некоторые местные жители утверждают, будто икона спрятана в подземных ходах под центральной площадью их родного города.

kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter