В гомельской колонии спектаклем поздравили с 8 Марта

«Ой! У нас же тут творческий беспорядок,  заметив незнакомцев в гримерке, моментально среагировал кто-то из девчат.  Дайте хоть сапоги и куртки убрать». Наташа, красившая до этого губы, а теперь спокойно наблюдавшая в зеркальном отражении начавшуюся вдруг беготню, напомнила выражение известного классика: «Только дурак наводит порядок. Гений владеет хаосом». Теперь в и без того скромной гримерке за сценой клуба гомельской женской колонии стало еще теснее. У девчат был финальный прогон, и вот-вот они выйдут к зрителям.

Наталья (главная героиня спектакля) подвела один глаз, другой, то и дело убирая за ухо непослушный локон: «Юлька, сделай что-нибудь с моими волосами! Умоляю». Секунды, и Юлька уже пускала над Наташей мощную струю из флакона с лаком. Надежда тоже поправляла свою прическу. Людмила начищала театральные туфли. Тихо ругнулась. Немного, признается, обувь жмет. «Так пальцы надо чуть поджать, — посоветовали откуда-то из-за шкафа, где приводили в порядок свой костюм. — Я так однажды военного играла».

На сцене уже расставлены декорации, все вещи строго на своих местах. Освещение, звук — все в порядке. Девчата, которые вот-вот выйдут к публике, здесь не просто осужденные из речицкой исправительной колонии. Здесь они актрисы. История, которую готовились рассказать, в общем-то, о любви. В постановке по одноименной автобиографической пьесе Елены Исаевой — школьные сочинения дочки Лены (осужденной Натальи), в которых она описывает самые важные события своей жизни. В одном, к примеру, рассказывается как пятилетний ребенок учится не только брать, но и делиться. В другом, «Жизнь, отданная людям», — о соседке бабушке Рае, ветеране войны, в старости оставшейся в одиночестве, но и сейчас продолжающей совершать человеческий подвиг. А вот история о пронзающей всю пьесу школьной любви самой Лены. Благодаря этой любви героиня взрослеет, избавляется от комплексов, ищет свой путь.

Наблюдая за репетицией, подумала, что девчата где-то даже играли самих себя.

— Так и есть, — признаются они позже. — Возможно, действительно доигрываем те роли, с которыми не сложилось в обычной жизни. Роль матери, или роль дочери, или…

— Модели, — добавили рядом. — Да и накипело, эмоций много. Накопилось, вот и выплескиваем. Нам руководство сегодня так и сказало: «Девчонки, будьте на сцене самими собой».

А в театральную студию «Другая реальность» речицкого режиссера Натальи Демидович, говорят, попали после проб:

— Выходили на сцену, читали стихи, рассказывали режиссеру о себе, о самых ярких моментах в жизни. Ну и потом нас пригласили в театральную труппу. Кстати, для некоторых из нас эта постановка не первая.

А вот как попала в проект сама Наталья Демидович. Работала, говорит, всю жизнь во Дворце нефтяников, занималась с любительским коллективом: «А как-то взяла книгу Довлатова, про зону. И вот, значит, дочитала рассказ о том, как в колонии ставили спектакль, как вдруг звонок. Просто мистическая история. Звонят мне из колонии и предлагают попробовать и у них заняться театральными постановками. Я согласилась. Уже на месте начали пробоваться. Было очень трудно. Это другие люди, другие отношения и условия работы. Все время приходилось искать слова. Было чрезвычайно сложно, все время хотелось уйти из проекта. А потом сделали один спектакль, другой… Очень долго мы делали постановку по Исаевой.

К тому же девчата провели огромную работу для себя. Писали мне сочинения в исповедальном жанре, истории о себе. Конечно, читать без слез это невозможно. Кто-то отдал, кто-то нет, а просто для себя их снова прожил. А потом они мне стали рассказывать эти истории, и для меня это был их первый шаг к осмыслению, самосовершенствованию. И когда они стали искренними сами с собой, стали весьма убедительными на сцене. Очень хочу, чтобы девочкам наша совместная работа помогла. Отдаю все что могу. Если им удастся преодолеть себя, свои пороки, все у них сложится».

Свободных мест становилось все меньше. Скоро начало спектакля. За кулисами — тишина. Понятно: волнуются. Среди зрителей осужденные и сотрудники «четверки», руководство Департамента исполнения наказаний и Общественного совета при МВД.

И вот на сцене встреча выпускников школьного литературного кружка, 1980 год. «Наша Леночка выпустила сборник стихов собственного сочинения. Леночка, расскажи». И та начала свой рассказ, а другие ей в этом помогали, перевоплощаясь в разные персонажи. В какой-то момент Лена (Наташа) увидела в зале родное лицо, свою мать. Та плакала, и героиня силилась не разреветься прямо на глазах у публики.

Выступили девчата достойно (пожалуй, правильные слова здесь подобрала режиссер — выступили искренне). Хоть и с некоторой грустью в глазах, все это прекрасно понимают. «Я очень благодарна режиссерам, которые поверили в нас. Вложили в нас душу, — скажет нам потом Наталья. — Да, я совершила в жизни ошибку, и я ее исправлю. Уверена, что никогда не поздно начать все с чистого листа».

Осталось только собрать реквизит, костюмы, переодеться в свое — и обратно, в ИК-24, отбывать наказание. У выхода осужденных уже ждал готовый к их этапированию автозак.

Комментарий заместителя начальника ДИН МВД Владислава Мандрика:

— Театральные постановки важны. Это один из инструментов, позволяющих осужденным заново переживать взаимоотношения с окружающим миром, успешно менять себя, свои дальнейшие установки, корректировать дефекты личности. И чем больше таких инструментов мы предоставляем, тем лучше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter