Барками, а также берлинами называли несамоходные речные суда типа барж, которые были широко распространены на реках Восточной Европы, начиная с периода средневековья и вплоть до середины прошлого столетия. Длина их достигала 20-22 метров, ширина доходила до 10 метров.
Рассказывает директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций Галина Нечаева:
– С начала XIX века на территории нынешней Гомельщины активно развивалось судоходство. Суда ходили не только по крупным рекам – Днепру и Сожу, но и более мелким водным артериям – Ипути, Беседи. Одна из верфей, где строились берлины, до революции, находилась в Ветке. На ней работали преимущественно местные старообрядцы. Они же стояли у руля других верфей – в Лоеве, Радуле (теперь – Украина).
Из Ветки суда с коваными здесь якорями и яблоками сплавлялись по Сожу и Днепру до порогов. Там их разгружали, и умелые лоцманы переводили облегченные барки через отмели. После новой загрузки они плыли до Днестра и Черного моря. Самое дальнее место, где, по письменным источникам, обнаруживались эти качественные и довольно популярные суда – египетская Александрия.
Найдены фрагменты глиняных сосудов, куски фаянсовой тарелки с изображением кобзаря Тараса Шевченко. Известно, что такие серийные изделия с портретами известных личностей изготавливались в конце 80-х годов XIX века в Харьковском уезде.
Zdan57@yandex.ru
Фото palacegomel.by и «Пошукі старога Гомеля»