Источник: Знамя юности
Знамя юности

Осторожно, наушники! Почему подростки гибнут на железной дороге?

В глухой зоне

Молодых людей в наушниках можно встретить везде – на городских улицах, в общественном транспорте, иногда даже на занятиях в университете. А что?! С музыкой действительно удобно. Пока сонный добираешься на учебу, можно взбодриться зажигательным треком. Или задать настроение прогулке с домашним питомцем. Вот только порой желание послушать музыку может обернуться настоящей бедой. Весной страну потрясла трагедия в Рогачеве. На железнодорожном переходе товарный поезд сбил 15-летнюю девушку. Она была в наушниках и не услышала предупреждающих сигналов…


Работники железной дороги бьют тревогу. Подкрепить их опасения статистикой случаев, когда молодежь переходит пути в наушниках и подвергает себя опасности, проблематично. Чтобы эту цифру назвать, нужно поймать нарушителей за руку. Но таких ситуаций достаточно, рассказывают машинисты-инструкторы локомотивного депо Могилева Сергей Касьмин и Артем Булавка:

– Чаще всего опасности себя подвергают нетрезвые люди и пожилые дачники. Бабушки и дедушки так боятся опоздать на поезд, что перебегают дорогу прямо перед ним, не рассчитывая свои силы и скорость. Но здесь хоть как-то можно понять, почему люди себя так ведут. А вот с подростками сложнее. Иногда они просто хотят кому-то что-то доказать, к примеру, проскочив перед поездом. У нас в Могилеве был случай: парень стоял на путях, раскинув руки в стороны. На сигналы никак не реагировал – пришлось тормозить. К счастью, скорость была небольшой. Когда молодого человека передали милиции, выяснилось, что он был пьян, а весь спектакль устроил для девушки. Но это единичный случай, а вот наушники – настоящая проблема. Сигналишь-сигналишь, а реакции никакой. В самый последний момент замечают поезд и отпрыгивают.

Василий Кветко, Сергей Касьмин и Артем Булавка

Хорошо, когда все заканчивается нетрагично. Нарушители живы и здоровы, а железнодорожная бригада отделывается легким испугом. Ну, и объяснительными, почему не выдержан график движения. Но опасность намного больше, чем многие могут себе представить, особенно на участках с несколькими путями. Пешеходы пропускают один поезд и выходят на железную дорогу, не видя встречный. Чаще всего напряженные ситуации возникают вблизи станций Могилев-1 и Могилев-2, Быхов, Климовичи, то есть там, где очень оживленное движение, а рельсы переплетаются в кружева.


Исполняющий обязанности заместителя по эксплуатации локомотивного депо Могилева Василий Кветко призывает вдуматься:

– Средняя длина тормоз­ного пути поезда – один километр. И это в том случае, если поезд состоит из шес­ти вагонов и двигается со скоростью до 80 километ­ров в час. У современной техники, все чаще пополняющей парк БелЖД, эти показатели значительно выше. Тяжело остановить и длинный грузовой состав.

Работники железной до­ро­ги большое внимание уделяют профилактическим мерам: посещают учебные заведения, где показывают видеоролики, выступают с лекциями, напоминают молодежи правила безопасного поведения. Не прекращается эта работа и в летнее время, когда встречи со школьниками проходят в оздоровительных лагерях. Помогают донести информацию до людей выступления в СМИ, звуковые сообщения в общественном транспорте и на вокзалах. Возле путей все чаще появляются плакаты с надписью «При переходе сними наушники».


Эффект от таких мер есть, но это не панацея. Поэтому были попытки вооружиться и техникой, уточняет начальник отдела сигнализации, связи и электроснабжения Могилевского отделения Белорусской железной дороги Константин Кричко:

– Мы рассматривали идею установки возле железнодорожных переездов и переходов «заглушек». При приближении к ним на мобильных телефонах пропадал бы сигнал связи. Но воплотить задумку в жизнь оказалось сложно: таким образом можно помешать разговаривать по телефону или слушать музыку онлайн, но это не решит проблему с теми, кто пользуется плеером. Есть и другой момент – «заглушки» доставят много неудобств пассажирам поездов, а также жителям близлежащих домов.

Эта задумка пока осталась невоплощенной, но внедряется другое оборудование – автоматическая сигнализация, напоминающая пешеходные светофоры. Она уже появилась на остановочных пунктах участка Осиповичи – Жлобин, где провели электрификацию, а также в Бобруйске, Кричеве и Александрии. По мере реконструкции железной дороги такую сигнализацию установят и в других местах.

Павел Бесценный

На вокзале в Могилеве я примерно час наблюдала за молодыми людьми, кто и как переходит пути. Порадовало, что за это время не встретила откровенно безбашенных экземпляров. Да, многие были в наушниках, но, переходя пути, смотрели по сторонам. Павел Бесценный из Костюковичей говорит, что всегда внимательно относится к своей безопасности. Аккуратна на железной дороге и Ангелина Козлова из Чаусов:

– В наушниках я провожу много времени, когда одна. Понимаю, что не полностью ориентируюсь в ситуации, поэтому всегда их достаю при пересечении железной и обычной дороги. Да и среди друзей не замечала, чтобы кто-то вел себя безрассудно.

Ангелина Козлова

А вот с ребятами помладше дело обстоит сложнее. Жительница Шклова Людмила Сенокосова постоянно напоминает 11-летнему сыну, что нужно вынимать наушники:

– Пусть Даник говорит, что все видит и слышит, но я замечаю некоторую его дезориентацию. И честно, приходится делать замечания, когда переходит дорогу, постоянно объясняю, как это опасно. Это наша родительская обязанность. Считаю, что ходить по улице в наушниках небезопасно, даже по тротуару. Ситуации бывают разные, а ребенок даже окрика может не услышать.

Людмила Сенокосова и Даник

solovieva@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter