В Беловежской пуще, посетив музей под открытым небом, можно узнать о быте древнего человека

В глубину веков

Музей-скансен в Беловежской пуще к весне завершит формирование экспозиций каменного и бронзового веков

Территория в широкой пойме реки Правая Лесная между деревней Каменюки и административным центром Национального парка «Беловежская пуща» много лет была интересна только археологам. А сегодня там музей под открытым небом, где мы можем познакомиться с бытом древнего человека — от каменного века до раннего Средневековья. Здесь витает дух нашей истории, древней Беларуси. За создание скансена авторский коллектив в составе директора Института истории НАН Беларуси Вадима Лакизы, научного сотрудника Нацпарка «Беловежская пуща» Руслана Книги и главного архитектора проектов филиала «Брестреставрацияпроект» ОАО «Белреставрация» Ольги Ничипорчик получил спецпремию Президента деятелям культуры и искусства.


Это уникальный научный, а также важный туристический объект для воспитания, формирования мировоззрения, любви к истории страны, убежден Вадим Лакиза.

Пуща делится тайнами 

То, что не один зубр царил в пущанских лесах, стало очевидно еще в 2008 году, когда накануне празднования 600-летия установления заповедности прошли первые масштабные раскопки. Потом была принята госпрограмма, раскопки возобновились (количество артефактов исчисляется тысячами), и закипела работа по созданию скансена. 

— Мы изучали зарубежный опыт, но шли непроторенным путем. Ведь в нашей стране такого объекта не было, и некоторые коллеги сомневались, нужен ли, получится ли у нас, — вспоминает Вадим Лакиза.

Провели масштабные научно-исследовательские работы и получили очень важные материалы для характеристики духовной и материальной культуры людей, которые заселяли эти земли тысячи лет назад.


— Мы обнаружили десятки нуклеусов, которые, вероятно, оставлены древними мастерами в ритуальных целях. Ценная находка — скифский бронзовый наконечник стрелы V—IV веков до нашей эры. Найдены материалы бронзового века — посуда тшинецкой культуры. Интересен боевой ладьевидный топор, кремниевые шлифованные топоры, фрагменты орнаментированных сосудов, треугольные кремниевые наконечники стрел культуры шнуровой керамики, — Вадим Лакиза перечисляет наиболее ценные находки. 

Потом на основе этих материалов реконструировали артефакты для экспозиции музея. В итоге скансен включает в себя шесть музейных комплексов разных эпох. По сути, он состоит из мини-музейчиков, где каждая постройка различных исторических периодов, культур раскрывает прошлое. 


Два часа в чужой жизни 

Оставляем свой автомобиль на асфальтовой стоянке. В путешествие во времени с Русланом Книгой отправляемся пешком.

Начинаем с каменного века. Конусовидные сезонные шалаши, или чумы, накрыты корой деревьев и шкурами животных. Внутри — очаг. Это реплики жилищ, которые охотники за оленями строили в здешних местах 10—12 тысяч лет назад.


— Позже здесь разместим экспозиции — ножи, скребки, каменные орудия труда, а рядом будет оборудован лукодром. Покажем туристам, как обрабатывали кремний и добывали огонь, — рассказывает ученый.

Здания бронзового века — жилые и для хранения продуктов — восстановлены по аналогу объекта археологии, найденного на территории Украины. Здесь туристам покажут, где древние люди спали, хранили продукты, как долбили лодки и просили богов об урожае — для этого возведена культовая постройка. 

Далее на нашем пути городище позднего бронзового — раннего железного века. Ров, вал, двухрядные стены, смотровая башня. Жилища периода штрихованной керамики (VII век до н. э. — V век н. э.) и милоградской культуры (VII—I века до н. э.) воспроизведены по аналогам археологических стоянок, найденных на территории нашей страны.



Прогулявшись по городищу, заглядываем на древнегерманское подворье железного века, к готам, от которых мы переняли не только слова «хлев» и «хлеб». Руслан Книга показывает сыродутную печь, кузню, меха и горн. Что ни говорите, хоть к тому времени местное население уже умело заниматься железом, но вельбарская культура (II век н. э.) принесла навыки ювелирного и железоплавильного дела. 

Готский дом стоит на столбах, обожженных снизу. Кровля переплетена кореньями сосны. Внутри жилища — письмена. На столах — орнаментированная керамика. Горшки сделаны из той же глины и тем же методом обжига, что и у предков, по образцу и подобию экспонатов из музеев Беларуси и Польши.

Издалека видна деревянная трехликая скульп­тура с изображением богов Велеса, Перуна и богини Макошь — повелительницы судьбы и покровительницы ткачества. Идол стоит посреди капища. Но это уже другая история — славянская. Погостить на славянском подворье, познакомиться с бытом и ремеслами пращуров не менее интересно. 



Руслан Книга вспоминает, как нелегко было наполнять постройки музея экспонатами:

— Академия наук сбрасывала мне источники, я перечитывал, искал аналоги, мастеров. В результате к экспонатам, утвари, лежанкам, оружию трудно будет придраться специалистам. Каждая экспозиция соответствует хронологическому периоду, и она не под стеклом, а наглядная.

Наша экскурсия по живописным холмам и экзотическим, на взгляд современного человека, жилищам растянулась почти на два часа. С 2019 года туристам показывают городище, с 2020-го — древнегерманское и славянское подворья. К весне завершится формирование экспозиций каменного и бронзового веков, и путешествие во времени станет еще более увлекательным. 

kozlovich@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter