В глубинке немало коллизий и конфликтов интересов

Ежемесячно председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Виктор Каменков, его заместители и судьи ВХС выезжают в различные регионы Беларуси для оказания населению бесплатной квалифицированной правовой помощи...

Но экономическое правосудие и здесь правит бал 

Ежемесячно председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов» Виктор Каменков, его заместители и судьи ВХС выезжают в различные регионы Беларуси для оказания населению бесплатной квалифицированной правовой помощи. В приеме граждан по просьбе председателя ОО «Белорусский республиканский союз юристов» принимают участие руководители правоохранительных, судебных и иных  органов. Поднимаемые  проблемы  затем внимательно анализируются руководством ВХС и ОО «Белорусский республиканский союз юристов», вносятся соответствующие коррективы в подходы органов правосудия к их решению, вырабатываются предложения по изменению  законодательства, направляются предложения в органы исполнительной и законодательной власти  страны. 

Когда Виктор Каменков совершал недавно очередную рабочую поездку на Гродненщину, к нему на прием по личным вопросам записалось немало жителей Ивьевского, Лидского и Вороновского районов. Зная об этом и желая максимально полно ответить на вопросы гродненцев, Виктор Сергеевич позаботился о том, чтобы в Ивье высадился солидный десант, в который вошли и прокурор Гродненской области Василий Литвинов, председатель облсуда Александр Гринкевич, заместитель председателя хозяйственного суда Гродненской области Елена Шулейко, начальник комитета  по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Михаил Камарец. Сообща эти руководители провели прием населения, очень содержательный и полезный для обеих сторон. 

У  лидских  проблем  есть  и  международный  аспект 

На прием к председателю ВХС предварительно записались четверо жителей города Лида. А на прием приехало больше. Проблемы, о которых они поведали Виктору Каменкову, оказались весьма серьезными. 

Главный инженер ОАО «Лидастройматериалы» Борис Бируля излагал их вместе с помощницей — юрисконсультом предприятия Софией Карпей. И два повода для беспокойства нашлось у них. Не выполняются исполнительные производства по двум должникам предприятия. Первый  — производственное общество с ограниченной ответственностью «Ленго ЛТД» из Витебской области. В течение   двух лет после вынесения решения Хозяйственным судом Витебской области о взыскании задолженности с данной фирмы и возбуждения исполнительного производства по делу ПООО «Ленго ЛТД» не  перечислило ОАО «Лидастройматериалы» ни одного платежа. От судебного исполнителя не поступило никакой информации  о совершении им исполнительских действий. 

— И куда вы обращались по этому поводу? — спросил Виктор Сергеевич представителей предприятия. 

— Мы не только обращались, — ответили они, — но и выезжали по месту нахождения фирмы ответчика. 

— С кем общались в Хозяйственном суде Витебской области? 

— С судебным исполнителем Галыго наш представитель встречался. 

— Он уже в суде не работает, — сообщил Каменков. 

— А еще с судьей Багдасаровым. В последний раз он сообщил, что собирается дать должнику отсрочку платежа. Но никаких документов на сей счет мы не получали. 

— Какое материальное положение ответчика по делу? 

— По нашей информации, он имеет и другие долги, проходит проверка данного предприятия. 

Председатель ВХС забрал копии документов, подготовленных посетителями по первому вопросу. А они начали рассказывать о втором должнике. Это общество с дополнительной ответственностью «Журавушка», зарегистрированное в Солигорске. Оно также затягивает выплату долга лидчанам. 

— Знаете, Виктор Сергеевич, в октябре прошлого года обратились мы с претензионным письмом о погашении долга к ОДО «Журавушка». В ответ на наше письмо от должника мы получили рекламное сообщение, опубликованное в республиканской газете, что деятельность ОДО «Журавушка» прекращается.  4 декабря прошлого года в Хозяйственном суде Минской области прошло подготовительное судебное заседание по взысканию долга, нами заявляется ходатайство о наложении ареста на расчетный счет должника. Окончательное рассмотрение дела было назначено судом на 18 декабря. А уже 5 декабря получили бумагу, что на  ОДО «Журавушка» прошло собрание и принято решение о ликвидации общества… 

— Дело о банкротстве «Журавушки» случайно не возбуждалось? 

— Да, возбуждалось. 

— Вот вам и ответ на вопрос о причинах задержки выплаты долга. 

— В марте мы получили определение судебного исполнителя о том, что судом приняты меры по обеспечению взыскания долга и наложен арест на денежные средства ОДО «Журавушка». Одновременно получили заявление руководителей «Журавушки» в хозсуд о признании этого общества банкротом. В нем указано, что денежных средств на расчетном счете ОДО нет, на валютном — только 2,83 доллара США. В конце мая опубликовано газетное объявление о банкротстве ОДО «Журавушка»… 

— Разберемся с этим фактом. 

— У нас, Виктор Сергеевич, еще одна проблема возникла. Как разделить два договора, если они отражены в одной товарно-транспортной накладной? 

— Как это  так получилось? 

— Мы заключили два договора. Второй был дополнением к первому, на ту же продукцию. Одной машиной продукция и перевозилась. 

— Есть два пути, по которым вы можете пойти, но лучше, видимо, вам предъявлять в суд два иска. Госпошлину впоследствии вам вернут, если иски вы выиграете. 

В зал, где ведет прием Каменков, заходит еще один представитель Лиды. Это  индивидуальный предприниматель Станислав Житис. У него своя —двойственная — проблема. Станислав Иванович поставил две единицы техники одному предприятию. Минский завод  за одну рассчитался, за вторую — нет. 

— Завод сослался на временные денежные трудности. Я долго ждал, а потом обратился с иском в хозяйственный суд. Ответчик в суде отрицал сам факт поставки. Суд отклонил мои требования. Я остался без денег и без второй единицы техники — она до сих пор работает на минском предприятии. 

Председатель ВХС стал читать бумаги, которые протянул ему посетитель. 

— Послушайте, Станислав Иванович, — оторвал он взгляд от бумаг, — но ваше дело в настоящее время находится в производстве у кассационной коллегии ВХС. По закону мы не имеем права его здесь разбирать. Поверьте: наши коллеги внимательно рассмотрят все ваши аргументы, во всем разберутся. 

— Тогда вопросов у меня больше нет. 

Пришедший ему на смену земляк Геннадий Тарас  начинает излагать более сложную проблему. У нее есть и международный аспект, и довольно запутанные правовые коллизии, просматривается довольно серьезный конфликт интересов. 

— Я, —  излагает суть проблемы посетитель, — являюсь представителем (юристом с лицензией) лидского частного унитарного предприятия «Роладас». Мы выиграли в хозяйственном суде иск, который предъявили в отношении немецкой фирмы. Надлежаще оформленные документы были отправлены в Германию, но вернулись оттуда без исполнения. Получается, что по новой трудоемкую судебную процедуру с ценой вопроса в 8 тысяч евро мы должны пройти  в Германии. А это очень затратное мероприятие. Можно ли в этой ситуации еще что-то предпринять, чтобы добиться выполнения решения Высшего Хозяйственного Суда Беларуси? 

— Действительно, — живо откликнулся на поставленный вопрос Виктор Каменков, — у нас с Германией складываются интересные отношения. Мы за два года исполнили два решения, полученные от немецких коллег. Они не исполнили ни одного решения из пяти, направленных нами. В их ГПК есть запись, суть которой такая: немецкий суд может исполнить  решение иностранного государства, если немецкие судьи убеждены, что решение суда Германии в этом государстве также будет исполнено. 

Так вот, в прошлом году, когда был в Германии, я встречался с президентом ее федерального суда. Высказал при этом свои аргументы. Немецкие коллеги очень заинтересовались ими и дружно заявили: такого быть не может, чтобы они всегда отказывали ВХС Беларуси. Затем пообещали мне, что обязательно займутся решением этой проблемы. После возвращения на родину я написал письма руководителю суда и министру юстиции Германии, в которых однозначно подчеркнул: Беларусь готова идти по пути взаимного исполнения принятых судебных решений. Пока никакого ответа на письма мы не получили. Давайте направим письмо с вашими, Геннадий Романович, документами президенту федерального суда и министру юстиции Германии. Тем самым осуществим конкретную проверку исполнения ими своих обещаний. Если это не даст желаемого результата, то путь у вас останется один — обращаться с иском в суд Германии. 

Еще одного представителя Лиды Анатолия Мирюкова интересовали аспекты законодательные, в частности связанные с принятым Законом о хозяйственных обществах. Получив квалифицированную консультацию, он попрощался, рассыпаясь в благодарностях. 

Учительница  из  Воронова,  первый  пробный  камень… 

Когда прием длился больше часа, дверь открыла немолодая женщина вместе с молодым спутником. 

— Я приехала из Вороновского района. Мисюк Наталья Петровна, учительница, — представилась она и начала излагать суть своей проблемы: — Дело мое — о приватизации квартиры. В 1992 году на это мне дали кредит, рассрочка составляла десять лет. Деньги по выплате кредита удерживали из зарплаты. Как потом оказалось, делали вычеты только 12 месяцев, а не 10 лет. 

 А по зарплате вы не почувствовали, что вычеты перестали делать? 

— Да, не заметила. Дело в том, что зарплату тогда нам выплачивали нерегулярно, порой и раз в два месяца. Да и две деноминации были.  Представители ЖКХ недавно заявили, что к той сумме, что с меня недовзыскали с учетом индекса строительно-монтажных работ, следует доплатить около 8 миллионов рублей. Только в этом случае, заявляют, можно будет приватизировать квартиру. Если б насчитали миллиона полтора, я бы спорить не стала — раскошелилась. А эта сумма для меня неподъемная. Выведена она без учета деноминации. Мы направляли запрос в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и получили очень хороший ответ.  Нам разъяснили, что исполком должен был нам предложить выплатить недоплаченную сумму или же в противном случае расторгнуть договор. Ни того, ни другого не было сделано. 

— А с юристами вы общались? 

— Да, в облисполком обращались. Его юрист подтвердила, что закон на нашей стороне. Но заведующая финансовым отделом нашего райисполкома считает иначе. 

— Ее можно понять. Она страж финансов района. 

— В Воронове не у одной меня такая проблема. Все ждут, чем моя история закончится. Чтоб потом по накатанному пути двигаться. Я как пробный камень… 

— Знаете, Наталья Петровна, вам не обойтись без ведомства Александра Антоновича, — Каменков кивнул на сидящего рядом председателя Гродненского областного суда Гринкевича. — Это единственный орган, который может решить вашу проблему. 

— А в какой суд мне обращаться? 

— Вам надо добиться признания факта приватизации. Орган местной власти будет выступать в этом споре в роли заинтересованного лица, фактически ответчика. Поэтому если вы обратитесь на мое имя с соответствующим заявлением, — разъяснил Александр Гринкевич, — мы его рассмотрим и назначим рассмотрение иска в суде Ивьевского либо Лидского района. 

Скажите только: сколько лет вы не вы­плачивали кредит на приватизацию квартиры? 

— С 1993 года. И не только я прозевала эти выплаты. Во многом потому, что в районе не было человека, ответственного за учет. 

— А в техническом паспорте что у вас написано? — задал еще один уточняющий вопрос председатель Гродненского областного суда.—Кто владелец квартиры? 

— Я. Но мне наложили запрет на нотариальные действия с квартирой. 

— Получается, — сделал вывод Виктор Каменков, — что квартира находится в залоге у исполкома. Думаю, что судебный процесс для вас будет не очень сложным. 

У Франца Жуковского своя проблема. Взялся он с товарищами выполнить работы по реконструкции бывшего поста ГАИ в точку общепита — кафе на 24 посадочных места. 

— Мы заключили договор, — эмоционально, то и дело употребляя белорусские слова, рассказывал Франц Брониславович, — на объект ездили своей машиной. Занимались раскорчевкой, сарайчик разрушили, фундамент сделали, все остальное.  А заказчик — Лидское райпо — гроши нам платить не хочет. Получается, что зря мы бензин свой жгли, бетон вручную мешали… 

Каменков прочитал бумагу, которую протянул ему посетитель. 

— Франц Брониславович, заказчик в ответе  утверждает, что вы работы не в полном объеме выполнили. 

— Крыша есть, двери, окна стоят. Что еще надо?!—возмутился таким выводом посетитель. — Платить не хотят, вот и ищут причины. 

— И куда вы обращались, чтоб решить свою проблему? 

— В Лидскую межрайонную инспекцию труда. После этого написали какой-то новый договор. По нему капают нам копейки. А получить мы должны за реконструкцию поста ГАИ под кафе 350 тысяч рублей. 

— Придется вам писать исковое заявление в суд. Сами сможете его написать? 

— Нет, не смогу. 

— Тогда вам придется обратиться за помощью в юридическую консультацию… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter