В гармонии взаимодействий

Беседа с директором Могилевской межрайбазы Александром Кахно

Не просто в условиях экономического кризиса, жесткой конкурентной борьбы вести на высоком уровне хозяйственно-финансовую деятельность, получать весомую прибыль, но в ЧУП «Могилевская межрайбаза», похоже, нашли подходы к этому. Об этом — беседа с директором предприятия Александром КАХНО.

— Александр Григорьевич, прибыль вашего предприятия за три квартала текущего года —больше миллиарда рублей. Что обеспечило такой показатель, который намного превысил прошлогодний?

— Стали больше внимания уделять наращиванию оптового и розничного товарооборота. А начали с ревизии своих торговых объектов с целью выявить, в полной ли мере они соответствуют требованиям сегодняшнего дня, в какой степени нуждаются в реконструкции, обновлении, что надо сделать, чтобы притягивали к себе покупателей. Не остались вне поля зрения числящиеся на балансе предприятия, но не используемые помещения и сооружения. Таким образом, выявили немало незаполненных «окон», закрыв которые можно увеличить товарооборот. За сравнительно короткое время преобразили многие торговые объекты, да так, что они не уступают лучшим торговым предприятиям не нашей системы. По Пушкинскому проспекту в Могилеве открыли новый универсам торговой площадью 284 кв. м, который оснащен самым современным торговым оборудованием, работает по методу самообслуживания, его месячный товарооборот составляет 460 млн. рублей. Заканчивается реконструкция торгового центра в микрорайоне Казимировка, где планируем организовать реализацию продуктов питания, строительных материалов и сложной бытовой техники.

Расширили розничную торговлю на городских рынках, в других районах города, что обернулось дополнительными миллионами товарооборота. На сегодня только в Могилеве имеем 21 магазин. В ближайшей перспективе намечено их открытие в райцентрах. В Кричеве, например, уже идут работы по подготовке помещения под будущий магазин.

За счет средств, выделенных из инновационного фонда, приобрели автомагазин и обслуживаем им два частных сектора Могилева – Луполово и Гребенево, где проживает немало пожилых людей, а стационарные торговые точки расположены на отдаленном расстоянии. Люди очень довольны, а мы, опять же, имеем дополнительный товарооборот. В целом за девять месяцев розничный товарооборот собственных магазинов составил 16,1 млрд. руб. Это в действующих ценах 118,5 процента к соответствующему периоду прошлого года.

— Розничный товарооборот взаимосвязан с оптовым. Что предпринимается для наращивания последнего?

— У нас были неплохие контакты с товаропроизводителями и поставщиками, но по разным причинам с обеих сторон не использовались возможности для более тесного взаимовыгодного сотрудничества. Кризис подтолкнул одних и других более взвешенно, рационально подходить к решению вопросов. Мы со своей стороны, прежде чем приобрести товар, сравниваем цены до 5 и больше партнеров. Предпочтение отдаем тем товарам, которые дешевле и более востребованы населением. Нам удалось убедить многих поставщиков в необходимости увеличения сроков оплаты за полученный товар. Совместно проводим акции по снижению цен на отдельные виды товаров, от чего получаем взаимную выгоду. Ведь быстрая реализация одной партии товара открывает зеленый свет для поступления другой, что очень важно для наращивания товарооборота. Раньше закупленный товар сначала доставлялся на базу, а затем уже развозился по райпо и отдельным торговым объектам. Теперь же многие его виды идут транзитом прямо в розничную сеть. Особенно четко налажено это у нас с пивоваренной компанией «Оливария». На сегодня 80 процентов своих напитков, минуя склады оптовой базы, она поставляет прямо на объекты торговли нашей зоны обслуживания, что очень выгодно для нас, ибо значительно сокращаются транспортные расходы. Заключены договоры на транзит с тремя другими крупными компаниями. Степень сотрудничества достигла того, что наши отдельные партнеры-поставщики уже сами принимают заявки на товар от розничных торговых предприятий. Полностью транзитом прошла у нас заготовка яблок.

— Покупателей мало волнует вопрос, кто и как завозит товар. Для них важно, чтобы он всегда вовремя был на прилавках магазина.

— Коммерческая служба ежедневно внимательно отслеживает наличие ассортимента товара по каждой группе. Эта работа осуществляется с помощью компьютеров. Кстати, компьютерной техникой у нас обеспечены все ведущие службы, что позволяет оперативно решать повседневные задачи. Нормативные запасы продовольственных товаров составляют до 8 дней. Стараемся норматив выдерживать, невзирая на кризис, другие обстоятельства. От райпо, торговых предприятий, куда напрямую доставляем товар, принимаем заявки согласно четко согласованному графику. На складах тут же начинается отбор товара, укладка его на поддоны, чтобы с утра без проволочки загрузить подготовленные товары в машины и отправить клиентам. Если раньше с погрузкой товаров у нас случались неувязки, то в последнее время такого не наблюдается. Все вопросы сняли с приобретением двух автопогрузчиков. Поддоны с товаром размещаются в машинах согласно последовательности их разгрузки по населенным пунктам. Прибыв в магазин, водитель, выполняющий функции экспедирования, без лишней суеты за минимально короткое время разгружает поддоны с товаром, а на обратном пути забирает свободную тару. Транспортные расходы сокращаются до минимума. Одним словом, заранее работаем на результат. Коль коснулись вопросов экономии, то хотелось бы отметить, что мы, как никогда, жестко контролируем не только расход горюче-смазочных материалов, но и электроэнергии, топливных и других ресурсов. Чтобы видно было, где и сколько расходуется электроэнергии, воды, тепла и топлива, везде установлены автоматические счетчики. Анализ показаний ложится в основу при начислении доплаты за экономию либо взыскания за перерасход.

— В торговле всегда выигрывает тот, кто грамотно и дальновидно подходит к насыщению предприятий торговли товаром, внедряет в практику самые прогрессивные методы обслуживания покупателей. Судя по успехам коллектива, вы тоже придерживаетесь таких правил.

— Оптовики и те, кто непосредственно реализует товар, находятся в тесной связи, даже в какой-то гармонии. В последнее время оптовики ставят перед собой задачу не просто насыщать склады, розничные торговые предприятия товаром, а только самым ходовым, востребованным. В связи с этим коренным образом поменяли структуру товарооборота. После всестороннего, глубокого изучения покупательского спроса увеличили объемы закупок многих видов продовольственной группы. Результат не замедлил сказаться. По сравнению с I полугодием 2008 года оптовый оборот увеличился по таким позициям, как рыба – на 125,2 %, майонез – 178,9 %, консервы рыбные – 145,8 %, кондитерские изделия – 128,6 %, чай – 160,7 %, макаронные изделия – 133,7 %, пиво – на 158,4 % и т.д. Отдел цен постоянно изучает конъюнктуру рынка и принимает меры к снижению торговой надбавки, что увеличивает реализацию данной группы товаров. В универсамах и магазинах все большее распространение получают самообслуживание и дисконтные карточки для покупателей, расчет за покупку товаров пластиковыми карточками.

Расширяя постоянно ассортимент товаров, внедряя прогрессивные методы торговли, в то же время не отказываемся от старых наработок, которые давали и дают положительные результаты, способствуют увеличению товарооборота. Имею в виду выездную торговлю, участие в ярмарках, выставках-продажах.

— Александр Григорьевич, заканчивая нашу беседу, хотелось бы узнать о судьбе оздоровительного детского лагеря «Любуж», который находится на балансе базы. Накладно ли его содержание?

— Лагерь функционирует, как в лучшие старые времена. Издержки для нас, конечно, ощутимы. Более 100 миллионов рублей вложили в него в прошлом году, 150 миллионов – нынче. Произвели большой ремонт, создав более комфортные условия для проживающих в нем в оздоровительный период ребят, и очень довольны этим. Ведь в числе 1000 детей, которые ежегодно поправляют свое здоровье в лагере, и дети наших работников, а также родители которых трудятся на других предприятиях потребительской кооперации области.

Безусловно, хотелось бы, чтобы все остальные предприятия системы потребительской кооперации области ежегодно вносили свой вклад в развитие материально-технической базы оздоровительного лагеря, и тогда бы мы имели меньшие издержки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.44