В гаражной тени

Когда только начали появляться первые гаражные кооперативы, никто не мог даже предположить, что через несколько лет эти организации превратятся в "лакомый пирог", урвать кусок от которого захочется очень многим.
Когда только начали появляться первые гаражные кооперативы, никто не мог даже предположить, что через несколько лет эти организации превратятся в "лакомый пирог", урвать кусок от которого захочется очень многим. Оказавшись как бы вне поля зрения правоохранительных органов, гаражные кооперативы стали благодатной средой для коррупции и преступлений. Члены кооперативов, которые пытаются этому противостоять, нередко становятся неугодными, против них начинается война, в которой все средства хороши.

Звонок в дверь поднял на ноги всю семью. Взглянув на часы, Викентий Иванович увидел, что еще нет семи. "Да кто ж в такую рань, да еще в субботу по гостям ходит? А может, у соседей что случилось?" - с этими мыслями хозяин отворил дверь. Каково же было его удивление, когда на пороге увидел двоих милиционеров, за спинами которых маячила еще пара незнакомцев. "На вас заведено уголовное дело,

мы пришли с обыском", - ошарашили Викентия Абрамчика, председателя столичного гаражного кооператива "Степянка-16" субботние визитеры.

И предъявили постановление на проведение обыска.

"Какое дело? Кто? За что?" - непроизвольно вырвались вопросы у Абрамчика. "По гаражному кооперативу", - пояснили пришедшие и начали обыск. А двое незнакомцев исполняли роль понятых.

В принципе, ничего искать-то и не надо было. Все документы лежали аккуратной стопочкой на рабочем столе. Однако, полистав их, милиционеры почему-то решили не забирать папки. Они написали протокол, где указали, что материалы не найдены. Дав подписать бумагу Викентию Абрамчику, незваные гости собрались уходить. Не знакомый с процедурой обыска председатель кооператива попросил оставить ему копию протокола, а получив отказ, решил хотя бы узнать реквизиты милиционеров. На что ему веско заявили: "Звоните в дежурную часть" и продиктовали номер телефона. После чего дверь за сотрудниками закрылась.

Не избалованный подобным вниманием милиции, Викентий Абрамчик захотел выяснить, чем же вызван внезапный субботний визит. Как оказалось, действительно имеется постановление о возбуждении в отношении него уголовного дела. Подписано оно было накануне обыска, то есть в пятницу, а вот зарегистрировано почему-то только в понедельник. И чья подпись стоит в ордере на обыск - тоже большой вопрос. Однако самое любопытное не это.

Неудобный

избранник

Гаражный кооператив "Степянка-16" - один из самых крупных в Минске. Созданный еще в 1976 году, к настоящему времени он насчитывает чуть менее 2.000 гаражей. 22 года ГК возглавлял Г.Павленко. Потом пару лет пост председателя занимал Н.Стриго, а в 2000 году председателем был избран В.Абрамчик.

Вплоть до избрания нового председателя ни у кого не возникало никаких особых вопросов ни по деятельности ГК, ни по коммерческим структурам, работающим на территории гаражного массива, ни по неизвестно откуда появлявшимся новым гаражам. Все шло своим чередом.

Правда, некоторых, видимо, особо любопытных членов кооператива все же беспокоили мысли: а куда исчезла техника, ранее принадлежащая ГК? Почему взносы иногда собирают в долларах? Почему за пару лет из гаражей кооператива угнали 4 машины, и возмещать убытки пришлось не сторожам, а членам ГК - из собственных средств? И вот наконец-то руководство в ГК меняется и председателем становится Викентий Абрамчик, который пытается найти ответы на эти и многие другие интересные вопросы.

За несколько месяцев правления ему удается полностью изменить и перестроить систему охраны гаражного комплекса. Машины перестали исчезать. Появился нормальный забор и ворота. Однако если во внешней стороне работы ГК порядок более-менее получилось навести, то вот с документооборотом, бухгалтерией, учетом материальных ценностей дело обстояло не так просто.

Викентий Иванович и новое правление сразу обнаружили, что делопроизводство в кооперативе фактически не велось, многие из уже построенных гаражей надлежащим образом не оформлены, сделки с имуществом осуществлялись в нарушение как устава, так и законодательства. Взять, к примеру, ситуацию с покупкой и исчезновением моечной машины. Купленная в 1991 году за средства кооператива и оплаченная со счета ГК моечная машина стоимостью 35 тысяч 166 рублей в 1998 году реализуется председателем кооператива Г.Павленко за наличные деньги, которые по бухгалтерии никак не проходят.

Невозможно не упомянуть и о станции техобслуживания, расположившейся на территории ГК. Представляете, в 1996 году кооператив заключает с КПК "КЛВ" "Бош-Сервис" (СТО) договор, по которому последний получает в аренду территорию площадью 3.320 квадратных метров с постройками, где есть телефонная связь, электро- и водоснабжение... на 25 лет без права расторжения! А арендная плата измеряется... 0,5 минимальной заработной платы! Правда, справедливости ради заметим, что с марта 1999 года арендную плату коммерсанты согласились повысить до 2,5 доллара за метр квадратный. Вот так-то. Наверняка сейчас многие бизнесмены не могут перевести дух: да на таких условиях любой бы работал. Однако, как вы понимаете, любому такие условия не предоставят. Весь фокус в том, что со стороны гаражного кооператива договор подписывал Павленко Г.Е., а со стороны предпринимателей - Павленко В.Г. Вопросы есть?

Бесплодные

поиски истины

В конце концов все попытки решить назревшие проблемы мирным путем провалились. Ни коммерсанты, ни бывшие руководители кооператива не желали наводить порядок и рассчитываться по старым долгам. И пришлось новому правлению с членами ревизионной комиссии обращаться в правоохранительные органы.

Летом 2001 года сотрудники Минского МО УГКФР по Минской области и Минску провели проверку гаражного кооператива. Материала набралось... на 55 листов. В письмах в адрес начальника ИГНК Партизанского района и начальника РУВД работники УГКФР написали: " В ходе проведенной предварительной проверки установлено, что в действиях должностных лиц усматривается состав преступления, предусмотренный статьями 210 и 211 УК, а также нарушения порядка приема членских взносов". Однако в ответ - тишина.

Тогда Викентий Абрамчик обращается в прокуратуру и Партизанский РУВД.

Как написал в постановлении оперуполномоченный ОЭП Партизанского РУВД лейтенант С.Шельпук, СТО ООО "КЛВ" (оно же - "Бош-Сервис") осуществляет свою деятельность на законном основании, и аренда помещений у ГК экономически обоснована. Еще бы! Да для ООО такая аренда - манна небесная. Вот только обоснованно ли это для ГК "Степянка-16"? Что же до моечной машины, то, по мнению оперуполномоченного С.Шельпука, на балансе у ГК она не числилась, а за вырученные от ее продажи деньги был уложен асфальт. Если верить первой половине предложения оперуполномоченного, то получается - машины просто не было. Если второй, то непонятно, почему вдруг кто-то продал свою собственность и заплатил за укладку асфальта в кооперативе? К слову, в редакции есть копии документов о покупке и приеме на баланс моечной машины именно кооперативом. Жаль, что оперуполномоченный не смог их найти. А по поводу всех остальных несуразностей и неувязок лейтенант написал просто: "Из объяснений нынешнего председателя ГК Стриго Н.И. следует, что факты, указанные в жалобе гражданина Абрамчика, не существуют в действительности". Вот и все.

Переворот

Кстати, о председателе Н.Стриго, который чуть ранее уже успел поруководить. Когда стало ясно, что правдолюбцы всерьез пытаются докопаться до истины, им вежливо намекнули: дескать, оставьте неблагодарное занятие - нынче все так живут. Абрамчик не понял предложения. И продолжал гнуть свое. Тогда 10 марта 2001 года инициируется общее собрание членов кооператива. Согласно протоколу того собрания, на нем присутствовали 114 "уполномоченных членов" ГК. И они приняли решение о смещении председателя Абрамчика и назначении на эту должность Н.Стриго. Вполне возможно, этого шага хватило бы, чтобы остудить "непонятливых", однако они решили не сдаваться. Ведь дело в том, что никаких уполномоченных членов ГК не существует! Следовательно, переизбрание незаконно. Косвенно это подтвердил генеральный директор УП Мингорисполкома "Гаражи, автостоянки и парковки" П.Дубовик. 30 марта в своем письме на имя председателя ГСК-16 Абрамчика он пишет, что кооперативу необходимо провести повторное собрание. То есть П.Дубовик признает за Абрамчиком должность председателя.

Администрация Партизанского района на произвол, творящийся в контролируемом ими кооперативе, отвечает достаточно туманно. Мол, мы провели совещание, на котором принято решение: председателю Стриго провести письменный опрос по выборам уполномоченных и тогда провести собрание, а Абрамчику предложено в добровольном порядке передать все дела Стриго. То есть с одной стороны администрация признала, что избрание Стриго незаконно, так как нет уполномоченных, а с другой - Абрамчик вдруг должен передать бразды правления нелегитимному руководителю.

Двоевластие долго продолжаться не может. И вот появляются люди в форме и с ордером на обыск.

Помимо обыска квартиры, опечатываются гаражи Абрамчика и одного из самых активных его сторонников. Создается впечатление, что это просто демонстрация силы...

Тайна

следствия

То, что возбужденное против Абрамчика уголовное дело надуманно, ясно становится быстро. Однако не процитировать некоторые выдержки из постановления о прекращении производства по делу - просто грешно. Вот что пишет старший следователь отдела управления по Партизанскому району Следственного комитета МВД капитан милиции В.Бурак. Он "установил, что В.Абрамчик... путем обмана и злоупотребления доверием завладел деньгами, принадлежащими ГК "Степянка". Однако, видимо, разобравшись с тем, что удалось установить, капитан милиции постановляет: "Производство прекратить за отсутствием состава преступления". И все это в одном постановлении!

Есть еще одна небольшая, но странная деталь. Как известно, обвиняемый имеет право знакомиться с материалами дела. Так вот, в данном случае Викентию Ивановичу это удалось сделать только после прекращения дела и после вмешательства корреспондента газеты. До этого ему под разными предлогами отказывались показать документы.

Казалось бы, хоть в чем-то справедливость восторжествовала. Однако радоваться нечему: справедливостью во всем этом деле и не пахнет. То, что невиновного человека оболгали, - плохо. Но если вспомнить, с чего все началось, получается, что страдают люди, борющиеся за соблюдение законов. А против них выступают те, кто должен по долгу службы стоять на их стороне. Как это понимать?

***

Пока в этой истории точку ставить рано. Викентий Абрамчик, несмотря ни на какие угрозы, все равно хочет добиться правды. Удастся ли ему это - не знаю. Причины для такого пессимизма есть. Во время подготовки этого материала довелось пообщаться с несколькими представителями других гаражных кооперативов. Как оказалось, беды у них общие. Сегодня гаражные кооперативы - это своеобразные "оффшорные зоны", где существуют теневые мастерские по ремонту и разборке техники, нигде не значащиеся склады товаров, нелегальные мелкооптовые магазины по реализации различной продукции и многое другое. За счет предоставления нужным людям участков под строительство или просто дарения за чужой счет готовых гаражей такие кооперативы приобретают непробиваемые "крыши". А учитывая, что из года в год потребность в гаражах будет только расти, несложно представить, как может расцвести незаконный бизнес за воротами гаражных кооперативов. Слово, как мне кажется, за милицией...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter