В футбол играют ногами и головой, а не языком и руками

Прошедший тур футбольного первенства страны по футболу разразился скандалом...
Прошедший тур футбольного первенства страны по футболу разразился скандалом, о котором стоит говорить вслух и громко. Сдетонировало в Жодино, где встречались местное «Торпедо–БелАЗ» и «Шахтер».

Закрутка сюжета случилась уже после финального свистка. Направляясь в раздевалку, футболист хозяев сенегалец Паскаль Менди вдруг попытался ногой ударить солигорчанина Алексея Риоса, за что тут же был наказан красной карточкой, которую показал ему подоспевший к эпизоду арбитр встречи Александр Евневич.

 Обычный в общем–то момент (торпедовцы уступили, пропустив на последней минуте, и расстройство игроков вполне можно понять) перестал быть таковым спустя полчаса, когда Менди объяснил всю подоплеку и мотив своих действий. 

В интервью «ПБ–Онлайн» сразу после матча Менди сказал:
— Все началось с того, что пятнадцатый номер «Шахтера» (Комаровский) в моменте, когда боролись за мяч, оттолкнул мою руку и сказал: «Не трогай меня, черная обезьяна!» За что такое оскорбление? Разве это нормально? А с Риосом все началось после игры. Прозвучал финальный свисток, я спокойно уходил с поля, как вдруг ко мне подбежали Комаровский и Риос. Оба стали издеваться надо мной: «Ну что, черный, вы проиграли сегодня». И еще ряд неприятных слов от Риоса вслед за этим. Я отмахнулся от него ногой. Признаю, виноват. Но они с Комаровским оскорбили меня. Затем я пошел апеллировать к арбитру. Хотел объяснить, что он не прав, а мой поступок имеет серьезные мотивы. Но он показал красную карточку только мне одному, а двум футболистам соперника, которые по–хамски повели себя, удалось избежать наказания. Слова Комаровского о том, что я специально создаю провокации, чтобы меня все вокруг жалели, просто вопиющи. 

Комаровский не мужчина, раз так сказал. Зачем мне врать? Я после матча сидел и плакал в раздевалке, как ребенок. Мне очень обидно, что такие случаи имеют место в футболе. Какая разница, какая у человека кожа, какой он — белый, черный, красный? Все люди равны. Я клянусь, что их оскорбления в мой адрес — правда. Мне незачем обманывать. В прошлом году я играл за брестское «Динамо». Тогда во время игры с «Шахтером» меня оскорбляли Баланович и Ситко. Настоящие спортсмены обязаны уважительно относиться к соперникам.

Дмитрий Комаровский и Алексей Риос свою вину категорически отрицают.
В европейском футболе скандалы на  почве политкорректности, точнее ее отсутствия, стали явлением довольно частым. Любое слово, даже обидный намек на цвет кожи очень серьезно осуждается УЕФА. Достаточно вспомнить лишь пару недавних эпизодов. Один из них, к слову, очень напоминает тот, который случился в Жодино. И не только тем, что в нем приняли участие тоже уроженец Сенегала — француз по паспорту Патрис Эвра, представляющий английский клуб «Манчестер Юнайтед», и метис (как и Риос) из Уругвая, выступающий за «Ливерпуль», Луис Суарес. Эвра утверждал, что Суарес его оскорбил. Кроме самого Эвра, оскорблений этих никто не слышал. Тем не менее Суаресу дали 8 матчей дисквалификации и штраф 40 тысяч фунтов стерлингов. Поверили на слово. А все оскорбление заключалось в довольно безобидном на первый взгляд слове «негр».

Другое расовое дело стоило Джону Терри повязки капитана сборной Англии, а заступившемуся за него Фабио Капелло — места главного тренера. Эту ситуацию рассматривала не федерация футбола Англии, а Вестминстерский суд Лондона. Он в итоге признал Терри невиновным в том, что он нанес оскорбления игроку «Куинз Парк Рейнджерс» Антону Фердинанду на расовой почве в ходе встречи их команд, состоявшейся 23 октября 2011 года. Но сколько костей было перемыто и копий сломано!

Впрочем, история знает и другие примеры. Камерунский полузащитник днепропетровского «Днепра» Дерек Боатенг только недавно признался, что оклеветал игрока «Ворсклы» Романа Безуса, утверждая, что тот позволил себе расистские высказывания. 28–летний футболист подрался сразу с несколькими игроками полтавской команды после того, как якобы услышал в свой адрес характеристику «черная обезьяна». Дисциплинарный комитет, изучив материалы дела, не установил факта расизма, а увидел невыдержанность и хулиганство.

Случай с Паскалем Менди — второй громкий инцидент подобного рода в нашем первенстве. Первый произошел весной минувшего года в кубковом поединке «Минска» и «Белшины». Фанаты бобруйчан каждое прикосновение к мячу темнокожего легионера минского клуба Таина Адама Соро сопровождали мычанием и однотонным гулом: «У–у–у–у...» Соро это воспринял как оскорбление. Было разбирательство и немало шума. Но одно дело неумные фанаты, а другое — соперники на поле, которые просто обязаны проповедовать принцип честной игры.

И вообще, даже если поверить, что игроки обменялись некрасивыми выражениями, даже намеки на отсутствие корректности в таких делах, как цвет кожи, не украшают белорусских футболистов.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Сафарьян, первый заместитель председателя ассоциации «Белорусская федерация футбола»:
— Еще предстоит во всем разобраться. Дисциплинарный комитет АБФФ проведет тщательное расследование, после которого будут приняты конкретные решения. Не нужно бежать впереди паровоза.

Александр Евневич, главный судья матча «Торпедо–БелАЗ» — «Шахтер»:
— Паскаль Менди был удален за удар соперника ногой. Пусть лучше он прокомментирует, что у него в голове. Каждый человек в подобной ситуации будет защищать себя. Я прекрасно видел, что сделал Менди. Дальше все будет решаться на уровне АБФФ. Дисциплинарный комитет будет опираться не на интернет и слова заинтересованных лиц (игроков и тренеров), а на предоставленные рапорты и видеозаписи. Информации достаточно много.

Александр Черник, инспектор матча «Торпедо–БелАЗ» — «Шахтер»:
— Я, сидя на трибуне, не слышал никаких оскорблений в адрес игрока жодинского клуба. Доказательств, подтверждающих, что Менди оскорбляли, никто предоставить не может. Опираться следует только на достоверные факты. А они таковы. Менди, после того как судья дал финальный свисток, ударил Алексея Риоса, за что совершенно по делу получил красную карточку. Старший тренер «Торпедо» Игорь Тарловский подбежал к судье сзади, начал хватать его за шею, толкать. Это, как и момент с Менди, конечно же, тоже нашло отражение в рапорте и протоколе. Что дальше? Паскаль Менди точно пропустит следующую игру своей команды, а возможно, и больше. Скорее всего, получит дисквалификацию и Игорь Тарловский. По обоим решения примет дисциплинарный комитет АБФФ в ближайшее время.

Игорь Тарловский, старший тренер ФК «Торпедо–БелАЗ»:
— Факт расизма главный судья банально проигнорировал — эмоции меня, конечно, переполняли. Но ничего криминального я не делал. После окончания встречи лишь легонько приобнял арбитра и спросил, почему Менди показана красная карточка, а Алексей Риос, обзывавший нашего футболиста, вообще никак не наказан. С Александром Евневичем мы еще в «Динамо» вместе играли, отлично знаем друг друга. Вот я и решил прояснить ситуацию, можно сказать, по знакомству. А потом с удивлением узнал, что меня обвиняют в рукоприкладстве. Судья почему-то стал наиболее заметной фигурой матча. А так быть не должно.

ТАБЛО

Чемпионат Беларуси. 22–й тур.
«Минск» — «Брест» — 2:1 (Ковель, 62, Войцеховски, 63; Гоголадзе, 35), «Гомель» — «Неман» — 1:1 (Кашевский, 35; Савостьянов, 51), «Нафтан» — «Динамо» — 0:2 (Фигередо, 23, Драгун, 60), «Торпедо–БелАЗ» — «Шахтер» — 2:3 (Вергейчик, 23, Челядинский, 75; Янушкевич, 39, Осипенко, 79, 91). Матч БАТЭ — «Славия» перенесен на более поздний срок из–за участия борисовчан в плей–офф Лиги чемпионов. Сегодня БАТЭ проведет в гостях ответный поединок против израильского «Хапоэля».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter