В формате три “Д”

Услышав эти две истории в один вечер, я еще раз подумала о том, что намеченный на разные годы апокалипсис уже случился, и мы все живем в аду, только хорошо акклиматизировались. Женщина, забравшая почти столетнюю мать с далекого хутора на Гродненщине, бесится от того, что присутствие старого человека в ее квартире с так называемым евроремонтом нарушает привычный ход вещей. За старухой надо ухаживать, хоть она и на своих ногах пока, обстирывать ее, убирать за ней... Надо мириться с включенным на всю громкость телевизором — мать глуха, а слуховым аппаратом, как, кстати, многие в ее возрасте и даже более молодые, пользоваться не хочет. “Заляжет, сдам ее в приют”, — грозит горе-дочка, не стесняясь говорить о своих чудовищных планах друзьям и знакомым.

Второе великовозрастное чадо укатило за границу, начисто забыв о том, что в городе детства осталась старая больная мама, которой для счастья хватило бы и одного звонка в неделю...

Ну что ты так болезненно реагируешь, говорили мне друзья, в контексте “отцов и детей”, дескать, случаются и более страшные, даже уголовные вещи. Но я ведь сегодня не о них, а о вроде приличных, образованных и культурных людях, которых их мамы в люди и выводили. Одни горбатились в колхозе и на своем хозяйстве, чтобы продать поросенка или теленочка и послать вырученные деньги доченьке в столицу. Другие собирали копеечка к копеечке со своей инженерской зарплаты, чтобы дать дочери или сыну приличное образование в самом лучшем вузе.

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе. Эта библейская истина больше всего проверяется на отношениях с близкими и родными людьми. И очень больно бывает, когда зло возвращается криворуким бумерангом. А оно обязательно вернется.

Знаешь, утешали меня друзья, во все века существовал конфликт отцов и детей, даже в могиле Тутанхамона, говорят, нашли надпись о конце света, когда дети перестают слушаться своих родителей. А в Японии во времена, когда в Европе уже расцветала цивилизация, средневековые правила предписывали уносить старых людей на гору Нараяма, чтобы избавиться от лишних ртов.

Но мы ведь в XXI веке и в Европе, да и те же японцы сегодня относятся к своим старикам с таким почтением, о котором нам остается только мечтать. И в Пекине ранним утром я сама видела, как в парк у Храма Неба идут вереницы стариков. Под тенистыми деревьями и среди цветников они гуляют, занимаются специальной гимнастикой, танцуют, подолгу беседуют... И они счастливы! А есть еще специальные студии, школы для тех, кто уже оставил работу по возрасту, попросту говоря, уважаемых людей — пенсионеров. И это политика страны: в Китае дети обязаны досмотреть родителей, а одиноким поможет государство.

Почему же у нас при том, что декларируется забота о самых уязвимых членах общества — детях и стариках, — слово “пенсионер” приобрело едва ли не презрительный оттенок, стало почти клеймом? Чем ближе к пенсии работник, тем пренебрежительнее относятся к нему в коллективе. Пенсионеров первыми сокращают на службе, наплевав на огромный опыт и еще не истраченную энергию. Посылают на три “Д”, печально шутит моя 88-летняя свекровь: доедать, донашивать, доживать.

Конечно, по наковальне надо бить, пока ты молод, но если верить Оскару Уайльду, трагедия старости не в том, что ты старый, а в том, что чувствуешь себя молодым. “Вот потеряю адрес, пол, имя, фамилию, профессию, и будет хорошо”. Это я цитирую свою любимую Людмилу Улицкую, написавшую так о другом пространстве жизни — о кладбище, на котором чаще всего совершают акт покаяния непутевые дети.

А вы показали дочкам и сыновьям пример любви и милосердия к своим родителям, дедушкам и бабушкам?
Встречаемся по субботам.
Поговорим!

E-mail: lidiya.peresypkina@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter