В формате стратегического партнерства

Как ожидается, в ближайшее время Беларусь с официальным визитом посетит Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Информации по этому поводу пока немного, лишь сухие строчки официальных пресс-релизов. И все же рискнем предположить, что предстоящий визит иранской делегации и итоги переговоров на высшем уровне станут настоящим прорывом в двусторонних отношениях. Во всяком случае, сегодня для этого есть все основания.

Есть план, будет и контракт
Еще каких-нибудь пять лет назад многие иранцы даже не представляли себе, где находится Беларусь. Да и для нас, откровенно говоря, Иран был “темной лошадкой”. Гораздо больше в силу известных обстоятельств белорусы были осведомлены об Ираке. Теперь же, несмотря на различие культур и цивилизаций, наши народы хорошо знают друг друга, а сотрудничество на межгосударственном уровне стремительно набирает обороты.
Конечно, в немалой степени это результат добрых отношений лидеров двух стран и взаимопонимания на политическом уровне. Беларусь и Иран поддерживают друг друга на международной арене и в международных организациях, имеют единую точку зрения по вопросам мироустройства.
Но любая политика требует мощной торгово-экономической подпитки.
И она не заставила себя ждать. Экономический эффект прошлогоднего визита Александра Лукашенко в Тегеран эксперты оценили в 350 миллионов долларов. Именно на такую сумму заключено соглашений и подписано контрактов с иранской стороной. И это при том, что ранее уже был реализован целый ряд совместных проектов. Один из самых известных — сборка легковых автомобилей “Саманд” в Беларуси. Кстати, сейчас белорусские и иранские партнеры работают над новым дизайном этой машины и усовершенствованием двигателя.
Безусловно, одна из главных тем для обсуждения в ходе визита иранского лидера в нашу страну — перспективы энергетического сотрудничества. Речь идет прежде всего о совместной добыче и переработке иранской нефти. Напомним, что в прошлом году Иран заявил о готовности предоставить Беларуси нефтяное поле для разведки и добычи “черного золота”. Белорусской стороне предложили выбрать несколько вариантов. Предпочтение отдали месторождению Джофеир, расположенному на границе Ирана с Ираком. По первоначальным оценкам, его мощность составит около 30 тысяч баррелей сырой нефти в день.
Буквально на прошлой неделе иранская национальная нефтяная компания утвердила представленный Беларусью генеральный план разработки этого нефтяного месторождения. Осталось подписать соответствующий контракт.
Конечно, совсем не обязательно везти эту нефть в Беларусь. Далеко и очень дорого. Главное, что у нас будет своя нефтедобыча в Иране, возможность продавать нефть на мировом рынке и зарабатывать деньги. 
Занять свою нишу
Иранские компании также готовы расширять в Беларуси свою деятельность, отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Ирана в Беларуси Абдольхамид Фекри. На очереди —  ряд крупных инвестиционных проектов. Один из них касается создания в свободной экономической зоне “Минск” транспортно-логистического комплекса “Прилесье”. Инвестиции в него составят до 100 миллионов долларов. Не за горами реализация еще одного крупного проекта по строительству в белорусской столице гостиничного и развлекательного центра.
Между тем в Иране в скором времени будет налажено совместное производство тракторов МТЗ. Предпринимаются меры по продвижению на иранский рынок белорусской сельскохозяйственной, дорожно-строительной и карьерной техники. А подписанный осенью прошлого года Меморандум о взаимопонимании между Белорусской калийной компанией и Иранской компанией поддержки сельскохозяйственного развития позволит значительно увеличить поставки иранским фермерам белорусских калийных удобрений.
В качестве ближайшего ориентира лидеры двух стран поставили объем взаимной торговли в один миллиард долларов. Еще вчера эта цифра казалась нереальной. Но, как выяснилось, возможностей для расширения экономического взаимодействия между нашими странами предостаточно. Иран сегодня очень динамично развивается, интенсивно строится, привлекает иностранных специалистов, инвестиции, создает совместные производства и сборочные предприятия с последующей передачей технологий. Почему бы нам этим не воспользоваться? Тем более что иранский рынок весьма восприимчив практически ко всем белорусским товарам — от тракторов и машин до телевизоров и холодильников.
— Мы приветствуем экспорт любых белорусских товаров в нашу страну, — заявил Абдольхамид Фекри. — Главное, чтобы они были конкурентоспособны. 
Иранская сторона с интересом приняла предложение белорусских партнеров об открытии в Минске банка с участием иранского капитала. Как сообщил на днях председатель правления Нацбанка Беларуси Петр Прокопович, такой банк может быть открыт в Беларуси уже в нынешнем году. Это будет хорошим стимулом для предпринимателей, существенно упростит многие финансовые операции и позволит решить вопросы финансирования совместных проектов.
Развитие отношений с Ираном — еще один пример многовекторности внешней политики белорусского государства, которая постепенно становится все более симметричной. Как подчеркнул Александр Лукашенко, по-другому и быть не может. Находясь в центре Европы, мы не можем дружить с одними и быть закрытыми от других. К тому же  многовекторность внешней политики рассматривается нами как  необходимый фактор дальнейшего экономического развития страны. И динамика взаимодействия с Ираном наглядно это подтверждает.  


Досье “НГ”

На долю Ирана приходится девять процентов мировых запасов нефти. По запасам природного газа эта страна уступает лишь России.
Основные статьи белорусского экспорта в Иран — грузовые и карьерные автомобили, металлопродукция, синтетические волокна, полимеры этилена, калийные удобрения, электронные интегральные схемы, подшипники. Иран поставляет в Беларусь продукты питания (томатная паста, специи, фрукты и сухофрукты), изделия из пластмасс и товары медицинского назначения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter