Практически утратили свою роль на селе многие предприятия Республиканского объединения «Белагросервис»

В финансовом капкане оказались многие структуры Белагросервиса и никак не восстановят свои главные функции

Почти год назад Президент поручил восстановить систему райагросервисов во всех районах, благоустроить их территории и подъездные пути, по-хозяйски распорядиться лишними метрами. С порядком на территориях более-менее разобрались. А вот вернуть организациям основные их функции оказалось куда сложнее. Ситуация вообще парадоксальная: счета Белагросервиса заморожены по причине невозможности исполнения финансовых обязательств, а просроченная задолженность хозяйств, куда по лизингу поставляли технику и оборудование, более 200 миллионов деноминированных рублей. В чем дело, есть ли выход из тупика, когда все же будет выполнено поручение Президента?


По словам первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Маринича, сложное финансовое положение не может служить оправданием нынешней ситуации. Результаты работы райагросервисов не соответствуют ожиданиям Минсельхозпрода. Большинство организаций бездействует. Ремонт и восстановление сельхозтехники остаются на втором плане. Зато расцветает оптовая торговля удобрениями и ядохимикатами.

Касаясь долгов, Леонид Маринич обратил внимание, что задолженность хозяйств за оказанные услуги перед коммерческими структурами минимальная по сравнению с миллионами перед агросервисами. И это приобрело хронический характер. Значит, просто не хватает настойчивости и системной работы на местах.

То, что ситуация, в которой очутилось сегодня объединение, отнюдь не способствует качеству работы, согласен и гендиректор Белагросервиса Николай Лисай. В первую очередь по обеспечению сельхозорганизаций запчастями и материалами. Однако, по мнению руководителя, объединение было лишь посредником при поставках. То есть лизинговым оператором. Провели тендеры среди отечественных производителей, хозяйства получили технику в полном объеме на 780 миллионов рублей. Требовалось внести лишь 10 процентов аванса, остальные выплаты в течение семи лет равными долями. Естественно, тогда бы своевременно рассчитались и с банками.

 Не ищи оправданий, а ищи возможности — гласит народная пословица. Надо отдать должное, в Белагросервисе не сидят сложа руки и не ждут финансовых потоков. Подключили судебные органы, хотя признаются, это не самый эффективный метод, с помощью Минфина предъявляют требования к должникам. Работают и в необычном для себя русле, хотя и по профилю. Закупают технику у самих хозяйств, восстанавливают и вновь пускают в продажу. Что же, жизнь заставит вертеться, когда прижимают обстоятельства.

А ведь проблемы накапливались не год и не два. Взять те же запчасти. Не секрет, что с началом весенней посевной их закупают в основном у коммерческих структур. Те куда изворотливее агросервисов и приобретают запчасти еще в начале года на заводах-изготовителях. Во время массовых работ цены, естественно, скачут вверх и аграриям приходится переплачивать. 

Так было в прошлом году, такое происходит и сейчас. МТЗ, «Гомсельмаш» уже начали отгрузку запчастей, агросервисы только раскачиваются. На складах еще не приступили к формированию необходимых запасов. Как бы вновь не наступить на старые грабли. Теперь они ударят особенно больно.

Как пояснил «СГ» заместитель начальника управления материально – технического снабжения Андрей Зыблюк, несмотря на то, что деятельность объединения практически парализована, к ремонтному периоду уже приобрели запасных частей на 2,5 миллиона рублей. Основная часть узлов и агрегатов на техническом обменном пункте на базе в горпоселке Фаниполь Дзержинского района. Начали получать плуги, лемеха, заключены договоры с рядом предприятий, которые производят сельхозтехнику.  Теперь учитывают потребности всех областей в необходимых агрегатах. А вот с топливом пока  вопросы. Требуется предоплата, а денег, понятное дело, нет.

А что же сами организации на местах? Как они находят общий язык с сельхозпредприятиями в непростых экономических условиях?

Вячеслав Крек, директор  ОАО «Октябрьрайагросервис»:

— Поручение Президента стараемся выполнить в полном объеме. Привели в порядок территорию, благоустроили  помещения и мастерские. Сейчас у нас действуют три подразделения: техснабжение, транспорт, ПМК, которая ведет строительно-монтажные работы. Восстанавливаем тесные взаимоотношения с хозяйствами. В этом году заявок на выполнение разного вида работ поступило куда больше. Но тяжким грузом висит задолженность. До сих пор не можем рассчитаться с Белагросервисом. Это порядка 500 тысяч деноминированных рулей. В свою очередь, и нам должны почти полмиллиона. Так что приходится вертеться.

Василий Косенко, директор КСУП «Скороднянский» Ельского района:

— Хотелось бы от сельской сервисной службы больше инициативы и разнообразия услуг. За некоторыми запчастями приходится ездить даже в областной центр. Да и оперативности надо учиться. А что райагросервисы на местах нужны — несомненно. Во первых, экономия времени, доступность, ведь они рядом, а не за тридевять земель. Не знаю, как в других местах, а за услуги мы рассчитываемся сразу. Главное, чтобы они были качественные и своевременные.

ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ часть райагросервисов сейчас не имеет права так называться, считает начальник главного управления технического прогресса и энергетики Минсельхозпрода Станислав Карпович. Они не выполняют свои главные функции обеспечения и ремонта в сельской местности. Количество услуг должно расти, а сейчас, наоборот, уменьшается. Таких организаций немало, в частности, в Полоцке, Ушачах, Сенно… 

К примеру, в какой-то степени потеряли значимость мастерские общего назначения. В свое время в объеме выручки они занимали 55 процентов. А что сейчас? Могилевщина — два, Минская область — три и лишь Гродненщина более-менее — 30 процентов. То же касается станций обслуживания оборудования животноводческих ферм. Они давали 8 процентов выручки. Только в Гродненской области остался почти такой же показатель. На Брестчине — 1,7, Витебская область — 1,3, Гомельская — 1,6, Могилевская область — 2 процента. Как сказал в беседе с корреспондентом «СГ» Станислав Карпович, зачастую обслуживание оборудования берут на себя коммерческие структуры.

Резко упал оборот станций техобслуживания автомобилей и машинно-тракторного парка. От былых 10 процентов на Витебщине, скажем, осталось всего 0,1 процента.

Зато прибавил Белагросервис в сельхозпроизводстве. Ему были переданы десятки хозяйств, и многие организации посчитали их своим основным делом. Так, в Шарковщинском райагросервисе таких три: «Ручей», «Великое село», «Новоселье». А всего в Витебской области они приносят почти 23 процента выручки. Однако рекордсмен здесь Могилевщина — 71,2 процента. В целом по стране на сельхозпроизводство приходится болеее17 процентов объема производства агросервисов.

С одной стороны, вроде бы неплохо, не дали утонуть хозяйствам. Но с другой — роль сельской сервисной системы растворилась, как капля воды всухом поле. В основном инженерная служба сейчас держится на ремонтно-обслуживающих предприятиях. Их создано уже 42 во всех регионах. Здесь вся необходимая инфраструктура, кадры, оборудование.

В ГЛАВКЕ техпрогресса и энергетики их называют предприятиями первого уровня. В Вороновской и Мостовской сельхозтехниках, Слонимском мотороремонтном, Щучинском ремонтном заводах, ряде других организаций могут выполнить операции любой сложности. Причем качественно и оперативно. Да и запчастями всегда готовы обеспечить. Так что райагросервисам есть у кого поучиться. Возможности есть, было бы только желание. А вот его зачастую недостает. По накатанной тропе идти проще, чем проложить новую. Однако придется.

shevko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter